ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / Новости / Литературные воззрения протопопа Аввакума

Литературные воззрения протопопа Аввакума

24.08.10

 Под таким названием Ольга Гороховская, ведущий редактор "Информационно-аналитического портала "VIPERSON", опубликовала на сайте http://viperson.ru/wind.php?ID=629335&soch=1 статью, посвященную жизни и литературным изысканиям идеолога русского старообрядчества. Очевидно, не случайно: ведь Аввакум – не только один из крупнейших политических и религиозных деятелей XVII века, но его можно с полным правом отнести и к числу основателей современной отечественной авторской литературы и публицистики. Не говоря уже о том, что по всем параметрам – он вполне очевидный предтеча всех «пишущих в стол» на Руси, то есть имеет самое непосредственное отношение к тематике нашего Интернет-горчичника.

 

«Своеобразная стилистическая манера Аввакума, крайний субъективизм его сочинений неразрывно связаны с теми мучительными обстоятельствами его личной жизни, в которых осуществлялось его писательское «страдничество», - пишет Ольга Гороховская. – «Большинство произведений Аввакума было написано им в Пустозерске, в том самом "земляном гробу", в котором он просидел последние пятнадцать лет своей жизни (с 1667 по 1682 г.). Здесь, кроме "Жития", им было написано свыше шестидесяти различных сочинений: "слов", толкований, поучений, челобитных, писем, посланий, бесед. Все это обилие выраженных в разнообразных жанрах разных тем, со всеми отразившимися в них жгучими запросами, волнениями, тревогами, объединено чувством надвигающегося конца. Все эти сочинения писались Аввакумом тогда, когда над ним уже была занесена рука смерти, когда над ним и в его собственных глазах, и в глазах его приверженцев уже мерцал венец мученичества».

 

Какие же особенности текстов, вышедших из-под пера Аввакума выделяет Ольга Гороховская?

 

«Он - "живой мертвец", он - "жив погребен", ему не пристало дорожить внешнею формою своих произведений: "Ох, светы мои, все мимо идет, токмо душа вещь непременна"; "дыши тако горящею душею: не оставит тя бог". Вот почему писать надо без мудрований и украс: "сказывай небось, лише совесть крепку держи". Вот почему Аввакум дерзает на все, нарушает все литературные традиции, презирает всякую украшенность речи и стремится к правде до конца: лишь «речь бы была чиста, и права, и непорочна».

И далее:

«Красноглаголание» губит "разум", то есть смысл речи. Чем проще скажешь, тем лучше: только то и дорого, что безыскусственно и идет непосредственно от сердца: «воды из сердца добывай, елико мочно, и поливай на нозе Исусове».

 

«Ценность чувства, непосредственности, внутренней духовной жизни была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью», - сообщает Ольга Гороховская: - «Я ведь не богослов, - что на ум попало, я тебе то и говорю», - цитирует она Аввакума. – «Писано моею грешною рукою сколько бог дал, лучше того не умею» .

 

«Сочувствие или гнев, брань или ласка - все спешит излиться из-под его пера», - резюмирует Ольга Гороховская. – «Пересказав притчу о богатом и Лазаре, Аввакум не хочет назвать богатого "чадом", как назвал его Авраам: «Я не Авраам, не стану чадом звать: собака ты... Плюнул бы ему в рожу ту и в брюхо то толстое пнул бы ногою».

 

«Тихая, спокойная речь не в природе Аввакума…Все его писания - душевный крик… Брань, восклицания, мольбы пересыпают его речь. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум», - подчеркивает Ольга Гороховская личностый характер произведений иерарха старообрядчества. -

«Речь Аввакума глубоко эмоциональна. Он часто употребляет и бранные выражения, и ласкательные, и уменьшительные формы: "дворишко", "кафтанишко", "детки", "батюшко", "миленький", "мучка", "хлебец", "коровки да овечки", "сосудец водицы" и даже "правильца", то есть церковные правила. Он любит называть своих собеседников ласкательными именами и остро чувствует, когда так называют и его самого. Когда "гонители" назвали его "батюшко", Аввакум отметил это с иронией: «Чюдно! давеча был блядин сын, а топерва батюшко!»

 

Видимо, из этой яркой эмоциональности проистекает следующая особенность сочинений протопопа: о чем бы он ни писал, «…к каждой теме он подходит с неизменным эгоцентризмом. Личное отношение пронизывает все изложение, составляя самую суть его. Под действием этого субъективизма по-новому осмысляются и конкретизируются традиционные образы средневекового сознания. Аввакум все сопоставляет со случаями из собственной жизни. Вот как, например, он объясняет евангельские слова: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матфея, X, 16). Змеи мудры потому, что прячут голову, когда их бьют: "я их бивал с молода-ума. Как главы-то не разобьешь, так и опять оживет", а голубь незлоблив, так как, потеряв гнездо и птенцов, не гневается, а вновь строит гнездо и заводит новых птенцов: "я их смолода держал, поповичь я, голубятник был».

 

Третья особенность авторского стиля Аввакума – тяга, склонность к самоуничижению.

«Свою речь Аввакум называет "вяканием", свое писание – «ковырянием», - констатирует Ольга Гороховская. Очевидно, это самоуничижение – несколько ёрническое, юродствующее, рабско-протестное вполне в духе того времени. Аввакум любит обращаться напрямую к своему собеседнику. «Он пишет, как бы беседуя, обращаясь всегда не к отвлеченному, а к конкретному читателю так, как будто бы этот читатель стоит здесь же, перед ним», - отмечает Ольга Гороховская и тут же приводит пример из писаний протопопа: «Досифей, а Досифей! Поворчи, брате, на Олену-то старицу: за что она Ксенью-то, бедную, Анисьину сестру, изгоняет?» Иногда Аввакум ведет свою беседу одновременно с несколькими лицами, переводя речь от одного собеседника к другому: «Возьми у братьи чотоки - мое благословение – себе», и обращается тут же к тем, кто должен отдать четки: «Дайте ему, Максим с товарищи, и любите Алексея, яко себя».

 

Вот таким предстает перед читателями первый из россиян, которого судьба обрекла на «писание в стол». Или, по крайней мере, один из первых. Не дай бог никому из нас его судьбы! Подробнее же и о его жизни, и об особенностях творчества, стиля, с обширным цитированием работ Аввакума, вы можете ознакомиться в Интернете, в статье Ольги Гороховской. Гиперссылка на текст расположена в начале статьи.

© Copyright 2009 Творческое сообщество!