ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / История кораблей / Корабли, не оправдавшие надежд...

Корабли, не оправдавшие надежд...

Излюбленной темой историографов, пишущих о Гражданской войне в США, являются размышления на тему, а что было бы, если бы на стороне Юга открыто выступила Англия? Или Франция? Или обе эти европейские державы вместе?

Хочется сразу сказать несколько слов по поводу «французской интервенции»: а ради чего Франция стала бы вмешиваться в раздор между двумя группировками североамериканских штатов? Французская промышленность не была в такой мере, как английская, привязана к хлопку с рабовладельческих плантаций; разговоров о «возврате Луизианы» не велось, насколько известно, даже среди тех граждан в окружении Наполеона III, за которыми числились самые воспаленные мозги. Так ради чего же? Тем паче что Франция уже ввязалась в интервенцию в Мексику и на собственной шкуре испытывала, насколько это неблагодарное дело.

Вообще говоря, есть такое ощущение, что Луи-Наполеон считал себя посланным богом для того, чтобы свести счеты со всеми, кто привел к падению его великого дядюшку Наполеона I. Россия была сокрушена в союзе с Англией, Сардинией и Турцией в 1854-1856гг., Австрия — в 1859г. в союзе с Сардинией. Теперь настала очередь Великобритании и Пруссии! Причем отношения между Парижем и Лондоном в начале 60-х годов XIX века ухудшались гораздо быстрее, чем между Парижем и Берлином. Так зачем же Франции воевать в Америке? Тем более что США в обеих предыдущих войнах были скорее союзником Франции, чем противником?

Другое дело — Англия! Британская экономика процветала, в немалой степени, за счет поставок дешевого хлопка из южных штатов. Промышленность американского Севера в плане конкурентной борьбы начинала наступать на пятки «мастерской мира». Для Англии был бы прямой смысл «проучить этих выскочек-янки». Во всяком случае, в 1861 г. и 1862г. перспективы английского военного вмешательства в войну между Севером и Югом муссировались весьма настойчиво и вполне серьёзно.

Так почему же?

Почему Англия не вступила в войну на стороне Конфедерации?

У англичан уже был двукратный опыт войны со Штатами. Причем и в 1776-1783гг., и в 1812-1815гг. ситуация для Англии в Западном полушарии была не в пример более благоприятной. Сейчас же, прежде чем ввязываться в очередную бойню, лондонским политикам следовало бы дать хотя бы ответы на ряд вопросов.

В частности:

  1. А кто будет воевать?

В ходе Крымской кампании в 1854-1855гг. Соединенное королевство выставило порядка 45 тысяч солдат. Северные штаты в ходе Гражданской войны мобилизовали более 2,8 миллиона человек, южные — более миллиона. Единовременная численность вооруженных сил Севера практически постоянно превышала миллион человек, Юга - 450 тысяч. 45 тысяч на этом фоне выглядят довольно незначительной каплей в большом стакане с бурей воды.

2. А как быть с Канадой?

Понятно, что располагая миллионом бойцов, Линкольну, в случае британского вмешательства в войну, ничего бы не стоило отрядить дюжину дивизий на захват Канады. И защищать ее англичанам было бы нечем!

По британским прикидкам, для обороны Канады от США англичанам в 1861-1862гг. понадобилось бы до 10 тысяч регулярных войск и еще 100 тысяч местных ополченцев. Но, очевидно, планы по сбору под знамя Юнион Джека 100 тысяч канадцев были расценены даже «лондонскими мечтателями» слишком оптимистическими, и решено было доводить численность регулярных войск в Канаде до 25 тыс. человек. На перевозку войск были мобилизованы частные суда, в том числе самый громадный пароход того времени «Грейт Истерн», остававшийся самым крупным кораблём со времени свой постройки еще едва не полстолетия.

К 1864 численность британских войск в Канаде была доведена до 17 тысяч человек. Это — действительно мизер по сравнению с тем, что выводили на поля сражения северные и южные генералы по ту сторону канадской границы.

3. Не до жиру — быть бы живу!

Еще одним и, возможно, главным фактором британского миролюбия было международное положение Соединенного королевства. Выше мы уже писали о том, что Наполеон III поочередно сводил счёты со всеми обидчиками своего дядюшки. И в начале 60-х годов явно складывалось ощущение, что пришел черёд Старой Доброй Англии: во всю развёртывалась грандиозная французская программа по строительству броненосцев (подробнее смотрите в первой статье этого цикла — http://nevstol.ru/cat-82.html), Наполеон без особых обиняков заявлял принцу-консорту Альберту, что не намерен больше читать письма от лорда Пальмерстона (бывшего одно время министром иностранных дел Соединенного королевства), а в газетах шумливо обсуждался вопрос, сколько времени смогут продержаться те 10-15 тысяч солдат английской волонтёрской армии, которые имеются в метрополии, в случае французского вторжения.

В конце концов, англичанам удалось выиграть гонку морских вооружений и опасность вторжения на остров постепенно была снята с повестки дня. Но произошло это только к 1865 г., когда вопрос надо было ставить не как: «Удастся ли английское вмешательство в войну между Севером и Югом?», а как «А не состоится ли вторжение США в Англию?»

4. А что же флот?

Как ни напряжены были отношения двух старинных европейских оппонентов, флот Англии оставался в то время сильнейшим в мире, и англичане могли бы послать дюжину парусно-паровых линкоров (которых у американцев не было), столько же больших фрегатов и с полсотни корветов, шлюпов и прочей водоплавающей утвари в американские воды. Сорвать новоорлеанскую экспедицию, блокировать порты Севера, обеспечить подвоз оружия для войск Конфедерации...

А что дальше?

Чисто морское вмешательство неизбежно превратилось бы в «битву кита и слона», достаточно бесперспективную. Бассейн Миссисипи северяне рано или поздно могли бы оккупировать и наступая только с севера. Вести войну на истощение можно и на фронте между двумя столицами. И пусть даже американцы не сумели бы и даже не стали бы пытаться захватить Канаду: такую силу, как флот США, к тому времени уже никак нельзя было сбрасывать со счетов!

Немного предыстории англо-американской борьбы на море.

В самом конце XVIII столетия в США был разработан необыкновенно удачный тип крупного фрегата. Головной корабль серии - «Конституция» («Constitution») по водоизмещению практически не уступал английскому 74-пушечному линкору (основной боевой корабль флота Его Величества того времени), имел на зарытой палубе батарею из 30 пушек калибром в 24 фунта и на открытой палубе — 22 карронады в 32 фунта. Благодаря высокому расположению гондека при волнении, когда линкоры не могли из-за опасности захлёстывания волнами открыть порты своей нижней палубы, такой фрегат даже превосходил по весу залпа английский 74-пушечник. Плюс к этому — превосходная мореходность, отличные ходовые качества и отборные экипажи.

На следующих фрегатах серии вооружение только усиливалось: на закрытой палубе устанавливалось уже по 32 пушки, а на открытой — по 24 карронады в 42 фунта плюс (впоследствии) более легкие погонные и ретирадные пушки. Не удивительно, что когда в 1812г. грянула Англо-американская война, эти корабли оказались буквально «королями океана». Англичанам им было просто нечего противопоставить! Абсолютное большинство их фрегатов было вооружено 18-фунтовыми пушками и были легко биты в морских поединках! Под прикрытием этих грандиозных кораблей американские каперы и приватиры нанесли огромный урон британской торговле, и за все время войны англичанам удалось захватить только один корабль из этой серии - «Президент». Причем для этого понадобились усилия целой эскадры в составе линейного 74-пушечного корабля, одного 44-пушечного и двух 38-пушечных фрегатов! (Английские фрегаты выступали в качестве загонщиков. Один из них, жертвуя собой и получив тяжелые повреждения, смог таки нанести такой урон такелажу и корпусу «Президента», что тот снизил ход и вынужден был сдаться под угрозой обстрела с линкора).

Традиция строительства крупных и очень мощно вооруженных фрегатов, явно ориентированных на рейдерские действия, была продолжена в американском флоте и в двадцатые-сороковые годы XIX столетия. Поэтому не удивительно, что постройка в США в 1855-1858 году серии громадных фрегатов типа «Мерримак», не уступавших по водоизмещению английским линкорам второго ранга, и еще большего шлюпа «Ниагара» с батареей из 11-дюймовых пушек была воспринята Адмиралтейством как прямой вызов и самая непосредственная угроза британскому коммерческому судоходству.

До 1855 г. англичане успели ввести в строй 8 винтовых фрегатов и порядка двух десятков винтовых шлюпов. Стандартное вооружение последних фрегатов этой группы состояло из десятка 8-дюймовых бомбических пушек, сорока 32-фунтовых орудий разного веса и длины ствола и, как правило одной дальнобойной погонной 68-пушки (эти орудия также имели калибр порядка 8 дюймов, но между ними и бомбическими орудиями в английских источниках проводится четкое различие: первые из них были короткоствольные и предназначались практически исключительно для стрельбы разрывными снарядами по незащищенным целям и всегда обозначались по калибру ствола; вторые — мощными дальнобойными орудиями для стрельбы преимущественно сплошным ядром на большие дистанции или по защищенным целям: именно из таких пушек состояли первоначально главные батареи английских броненосцев, и калибр их обозначался в фунтах (в отличии от американской системы обозначения корабельных орудий, в которой различать бомбические и дальнобойные орудия одного калибра достаточно трудно, эти две разновидности английских орудий при чтении английских источников сложно перепутать). Кстати говоря, подобным же образом вооружались и последние парусные фрегаты не только в Англии, но и в США. Впрочем, у англичан даже раньше, чем у янки, наметилась тенденция к увеличению количества бомбических орудий на борту. Так, спущенный на воду в 1853г. фрегат «Эвриал» («Euryalus») нес на батарейной палубе 28 бомбических орудий калибром 8 дюймов и на верней палубе — 22 пушки калибром в 32 фунта. А спущенный на воду в конце 1855г. фрегат «Шеннон» («Shannon» - первый из спущенных на воду из пяти кораблей типа «Лиффи» - «Liffey») нес на закрытой палубе 30 бомбических 8-дюймовок, а на открытой — 20 длинных 32-фунтовых пушек и одну погонную 68-фунтовую. Теоретически он, имея 51 орудие против сорока, мог потягаться с «Мерримаком», хотя уступал ему и по весу залпа, и по водоизмещению, не имея сколько-нибудь значимого превосходства в скорости (11,5 уз.).

Надо заметить, что вооружение на английских кораблях часто менялось, и это вполне понятно: заменить пушку на колесном лафете на батарейном фрегате, корвете или даже линкоре — дело вполне незамысловатое, требующее лишь мускульных усилий и одной-двух лебёдок. К примеру, тот же «Эвриал» во время бомбардировки Кагасимы (еще одна карательная акция европейских цивилизаторов против японских князьков) имел на борту 17 нарезных орудий Армстронга, еще 18 гладкоствольных пушек и 16 карронад.

Пожалуй, первым непосредственным британским ответом на американские «мерримаки» стали два фрегата - «Диадема» и «Дорис», построены в 1855-1859г. Их главная батарея состояла из 20 бомбических орудий калибром 254мм (10 дюймов), а на верхней палубе стояли две мощные 68-фунтовые пушки (в оконечностях) и десять — 32-фунтовых (по бортам).

Развитием этого типа стали фрегаты «Ариадна» и «Галатея». Их главная батарея была усилена до 24 бомбических десятидюймовок, а из всего прочего вооружения оставлены две (погонная и ретирадная) 68-фунтовки. Кроме того, «Ариадна» превысила отметку скорости в 13 узлов: это была действительно «океанская гончая», способная догнать и серьёзно потрепать любого противника.

Венцом британского деревянного фрегатостроения стали корабли «Орландо» и «Мерсей». По водоизмещению они сравнялись с «Ниагарой»; вооружение их состояло из 28 десятидюймовок и 12 8-дюймовок на верхней палубе. При их проектировании ставилась задача достижения 14 узловой скорости, поэтому на них поставили очень мощные машины. Но увы, рекордная скорость так и не была достигнута; зато машины, работая на полной мощности, создавали такую вибрацию, что корпуса этих кораблей довольно быстро пришли в негодность: «Орландо» был исключен из состава флота в 1871г., «Мерсей» - в 1875г. Вообще, эти два судна не чтились как очень удачные. Это были самые длинные деревянные корабли британского флота; считались не слишком поворотливыми и не лучшими ходоками под парусами.

Одновременно шла достройка заложенных еще до Крымской войны парусных фрегатов «Констанс», «Аретуза», «Октавия», «Имморталити» в качестве винтовых. Корабли прямо на стапелях «разрезали» пополам и вставляли 20-21-метровую «вставку». В образовавшемся пространстве размещали паровые машины, запасы угля, котлы. Причем на «Констанс» установили одну из первых машин системы «компаунд» - с цилиндрами высокого и низкого давления. Для проверки машины нового типа «Констанс» вместе с несущими обычные механизмы «Аретузой» и «Октавией» отправили в плавание по маршруту Плимут-Мадейра. Было установлено, что машины типа «компаунд» потребляют примерно на треть меньше угля, чем агрегаты старого типа, но все равно, лорды Адмиралтейства долго сопротивлялись внедрению новых машин, ссылаясь на их сложность и ненадёжность.

При спуске на воду «Октавия» получила 28 бомбических десятидюймовок и 22 обычных корабельных 32-фунтовки. Правда, вооружение этих фрегатов, пробывших доброе десятилетие в «позе долгостроя», в ходе эксплуатации заметно сокращали. Так, «Октавия» во второй половине 60-х годов XIX века несла только 10 бомбических восьмидюймовок и 34 пушки калибром 32 фунта.

Последним английским деревянным фрегатом стал «Эндимион», спущенный на воду в 1865г. Он мало чем отличался от предшественников; новшеством были разве только нарезные дульнозарядные шестидюймовки нового образца.

Всего, за два десятилетия с 1846 по1866гг., англичане ввели в строй больше трёх десятков крупных винтовых фрегатов — ответ, вполне достойный не только на американские «мерримаки», но и на кораблестроительные программы главного конкурента по морским вооружениям — Франции.

Французы получили свой первый винтовой фрегат - «Помону» (36 пушек) - даже раньше англичан: в 1845г. (правда, корабль этот был во многом экспериментальный и «до ума» его доводили еще несколько лет). В 1949 г. последовал еще один фрегат - «Или» (“Isly”, от 20 до 34 орудий в разные периоды его службы). Если «Помона» квалифицировалась как «mixte» - «смешанный», то есть парусно-паровой корабль, то «Или» числился «быстроходным», и на нем была установлена машина повышенной мощности. Возможно, именно поэтому окончательное вступление его в строй затянулось аж до 1855г. - механические установки в то время явно были не самой сильной стороной французов, и переделки и замены машины следовали одна за другой.

Однако создание этих двух судов дало французам необходимый опыт, и уже в годы Крымской войны они закладывают сразу аж шесть роскошных 56-пушечных винтовых фрегатов типов «Императрица Евгения» и «Импетьёз». Это были последние классические деревянные французские винтовые фрегаты специальной постройки. Далее, в 1857-1859 г., доблестные сыны Галлии переделывают в винтовые еще 6 парусных фрегатов и, затем, до 1869 г., занимаются достройкой в качестве винтовых находящихся на стапелях корпусов парусных фрегатов.

Характерной особенностью французских фрегатов был относительно небольшой удельный вес бомбической артиллерии на их борту — основным вооружением до конца 50-х годов оставались гладкоствольные 30-фунтовые пушки разной длины ствола; зато французы раньше англичан и американцев начали внедрять нарезную артиллерию, и в больших количествах, и в 60-х годах их винтовые фрегаты несли уже преимущественно нарезные орудия.

Подводя некий промежуточный итог, можно констатировать, что в десятилетие после Крымской войны крейсерские силы Великобритании превосходили таковые ее двух основных потенциальных противников — США и Франции. Однако в этом привычном раскладе (США отстаивали свою независимость в союзе с Францией в 1776-1783гг. и воевали против Англии в 1812-1815гг., когда в Европе гремел заключительный аккорд Наполеоновских войн) совершенно неожиданно возникла четвертая сила.

К 1 сентября 1863г. гавань Нью-Йорка буквально расцветилась русскими флагами: целых шесть крупных кораблей — фрегаты «Александр Невский», «Ослябя», «Пересвет», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз» - собрались здесь под флагом контр-адмирала Лесовского (вообще-то, являвшегося военно-морским атташе России при правительстве Линкольна). А к 1 октября в Сан-Франциско прибыло еще 5 русских кораблей: корветы «Богатырь», «Рында» и «Новик» и клипера «Абрек» и «Гайдамак». Формально корабли прибыли в американские порты для ремонта и устранения поломок, случившихся во время океанского плавания, по факту — с дружественным визитом, а в реальности это была мощная антибританская демонстрация русской военно-морской мощи.

Подоплёка этой истории такова: в 1863 г. царское правительство приступило к подавлению очередного польского национально-освободительного восстания. И Англия, и Франция к начавшейся экзекуции относились неодобрительно. Францию с XVI века связывала с Польшей взаимная симпатия, помноженная на династический брак, и идея возрождения Польши едва не удалась дядюшке правящего императора Луи-Наполеона Наполеону I. У англичан же появилась дополнительная возможность потрепать нервы царской камарилье в рамках затяжного русско-британского колониального противостояния. Обе «атлантические» державы готовились оказать помощь польским «конфедератам», как уже оказывали ее конфедератам южных штатов, и в российских военных и дипломатических кругах эту связь уловили и сделали соответствующий вывод: «Враг моего врага — мой друг». Таким же «врагом врага» был Линкольн. Степану Степановичу (Лесовскому) были даны соответствующие указания, Линкольн откликнулся быстро и позитивно, и результатом стал сбор русских крейсеров в гаванях Нью-Йорка и Сан-Франциско.

Нью-Йорк на несколько дней был охвачен пароксизмам российско-американской дружбы: в городе одна за другой проходили демонстрации, офицеров с русской эскадры буквально носили на руках. В стране, которая в течение уже трех лет сражалась с сильным и опытным противником, по сути дела, в международной изоляции, это неудивительно. Кроме того, очевидно, нью-йоркские обыватели по своей американской наивности хотя бы в душе, но надеялись на то, что эти мощные корабли с отменными экипажами отправятся под форты Уилмингтона и Чарльстона погибать вместо их сыновей. Но так как манифестации шли, а русские корабли явно не собирались впрягаться в межштатовскую драку, то бурный восторг постепенно сменился разочарованием и даже охлаждением.

Тем не менее, задача эскадр Лесовского и Попова (судами, собравшимися в Сан-Франциско, командовал контр-адмирал А.А.Попов) была выполнена. Неожиданное явление на исходных позициях для «прыжка» на британские коммерческие коммуникации двух сильных эскадр явно впечатлило лондонских политиков. Которых в то время, в общем-то, трудно было заподозрить в том, что они пойдут на какой-либо риск ради Польши. Наполеон III, оставшись в одиночестве, ограничился словесными демаршами и предоставлением убежища разбитым польским конфедератам. Восстание было благополучно подавлено. Эскадры стали потихоньку собираться домой. Причем отечественные летописцы славы российского флота не забывают намекнуть на то, что эскадра Попова, мол, уж точно спасла Сан-Франциско от нападения или «Самтера», или «Алабамы». Хотя, в общем-то, прекрасно известно, что «Самтер» к тому времени давно прекратил своё существование в качестве рейдера, «Алабама» даже не пыталась проникнуть в Тихий океан, а «Шенандоа» в то время только еще строился. Но так приятно чувствовать себя всеобщим Брюсом Виллисом!

Так откуда же взялись на двух океанах эти великолепные эскадры, сумевшие так круто повернуть флюгер британской политики? У России, которая в годы Крымской войны, на зените своего могущества, не смогла организовать ни одной мало-мальски стоящей упоминания крейсерской операции против английского и французского судоходства?

Среди отечественных фундаменталистов император Александр II не пользуется особым почётом. Дискредитировал себя батюшка-царь в глазах ультра-патриотов освобождением крестьянства и прочими либеральными вольностями. Мол, слабину дал, помазанник божий! То ли дело его сынок Александр III!

Между тем в истории России сложно будет найти пример столь же быстрого и результативного возрождения страны и подъема ее вооруженных сил, общего развития, как то было во времена правления Александра II. И если отечественные антилибералы берутся сравнивать два царствия, то почему бы им не посчитать количество военных кораблей, построенных (в среднем, поделив, допустим, на пятилетки или десятилетия пребывания на троне) во времена Александра II и Александра III? Ведь военные корабли до сих пор (а уж в то время — подавно!) остаются наиболее крупными и сложными техническими сооружениями, и их создание во все времена рассматривался как один из показателей экономического, научного, технологического развития страны!

Но вернёмся к теме нашего повествования.

С созданием первого своего винтового фрегата России не намного уступила Англии и Франции. «Архимед» был спущен на воду в 1848г. Он был построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге по проекту известного кораблестроителя И.А.Амосова, который в то время считался ведущим российским специалистом по строительству паровых судов. Но корабль оказался не слишком удачным. Хотя на этом четырехтрубном судне и были установлены четыре паровых машины, даже все вместе они оказались слишком слабы для двухтысячетонной туши фрегата.

Изначально «Архимеда» планировалось вооружить 48 орудиями, но в строй он был введен лишь с 23 пушками — правда, часть из них была бомбическими. В 1850 г. фрегат разбился на Балтике у острова Борнхольм: слабосильные паровые машины не выгребли против сильного ветра.

По образцу «Архимеда» были заложены еще два фрегата: «Полкан» в Архангельске и «Мария» в Санкт-Петербурге. Из этих двоих в строй до начала войны с коалицией успел войти в строй только «Полкан». При его строительстве сначала хотели использовать паровые машины с погибшего «Архимеда», но, видимо, абсурдность этой идеи дошла и до морских чиновников, и машины были заказаны в Англии заводу Пенна. Ну что тут делать? Так всегда: против кого вооружаемся, у того и заказываем. У кого будем заказывать в случае победы? Да тогда ведь хоть трава не расти!

В 1854г., в связи с резким ухудшением отношений с Англией, английские механики отказались продолжать работы по сборке машин на «Полкане» и отбыли на родину. Но механизмы удалось «довести до ума» самостоятельно и фрегат включили в отряд паровых кораблей обороны Кронштадта.

«Марию» достраивали уже после окончания войны и еще на стапеле ей поменяли имя на «Аскольд». Оба корабля служили очень недолго. Уже в 1860-м году комиссия, осмотревшая «Полкан», пришла к выводу, что корпус корабля пришел в совершенную ветхость. Было предложено судно разобрать, а машину передать на следующий корабль.

«Аскольд» через три месяца после приёмных испытаний — 26 сентября 1857г. был отправлен на Дальний Восток, но уже через три дня на нём начались поломки в машине (сооружалась по английскому образцу собственными силами) и он зашел в Киль для ремонта. И дальше носитель имени славного варяжского князя шел от одного ремонта в иностранном порту к другому ремонту в иностранном порту: рассыхался корпус, поставленные кронштадтским портом мачты оказались с гнильцой. К месту назначения фрегат прибыл только спустя 2,5 года — 10 мая 1860г. Еще через год — 15 июля 1861г. - его пришлось списать.

Вот так такие порядки были при царе-батюшке Николае I и в ближайшее время после завершения его царствования - императора, которого ныне пытаются преподнести как образец правителя и паладина отечественной государственности. Явно что-то гнило в этом королевстве, при всей внешней помпе и велеречивости. А потом удивляемся: отчего это страна такая богатая, а живём так бедно? - Будешь тут жить богато, если фрегаты по шесть лет строят, но служат они по три года, а потом в негодность приходят!

Кстати говоря, последний английский фрегат постройки 50-х годов XIX века на слом был пущен аж в 1922г. 70 лет служил своему отечеству: сначала в качестве боевого корабля первой линии. Потом — второй, потом — транспорта или учебного корабля (не суть важно), потом — блокшива... Это к вопросу о том, почему Россия не Америка, не Англия и не что-нибудь другое.

Следующий большой русский фрегат - «Илья Муромец» - был заложен 12 декабря 1853г., а однотипный «Громобой» - 23 февраля 1855г. Оба они вступили в строй в 1858г. Существенной особенностью этих кораблей было применение на них новых 60-фунтовых пушек (калибр — 196мм). В русском флоте и береговой обороне использовались два типа таких орудий — длинное и короткое, и первое, и второе были конструкций двух разных инженеров — Дальгрена (того самого, американского) и Баумгарта (наш, российский генерал!). Орудия конструкций двух этих изобретателей мало чем отличались друг от друга — разве что пушки Дальгрена были чуточку массивнее.

Для того времени это было уникальное орудие. Длинная пушка могла выстрелить 60-фунтовое ядро с феноменальной начальной скоростью в 550 м/сек.! На дистанцию в 3,8 км! Дальше, чем знаменитая английская 68-фунтовка!

И при всем при том есть ощущение, что отечественных генералов-адмиралов, чиновников и повязанных с ними промышленников начали потихоньку вводить в разум. Во всяком случае, «Громобой» прослужил вполне пристойный даже по европейским меркам срок — 15 лет, до 1872г. Правда, «Илье Муромцу» не повезло: в 1863г. его корпусу понадобилась тимберовка, но русские морские чиновники в то время все еще пребывали под впечатлением боя на Хэмптонском рейде и решили, что большие деревянные фрегаты больше не нужны (примерно как во времена Хрущева пришли к выводу, что раз появились ракеты, значит корабли больше не нужны). Во всяком случае, деньги на них тратить больше не зачем. Поэтому «Илью Муромца» решили разобрать, а машину передать на следующий строящийся корабль.

Фрегаты не только строили сами, но и заказывали за рубежом. 6 июня 1856 г. (то есть когда еще не все вдовы Крымской войны успели получить похоронки) во Франции, верфи Армана в Бордо (той самой, на которой впоследствии строили броненосные тараны и корветы для Конфедерации южных штатов) был заказан 40-пушечный винтовой фрегат «Светлана». Это был по-французски элегантный корабль, необыкновенно тщательно изготовленный из «красного дерева», прекрасный ходок под парусами, служивший фантастически долго — до 1892 года: к тому времени на французских верфях был уже заказан его приемник — бронепалубный крейсер «Светлана».

Второй зарубежный заказ был сделан в США. Там для России был построен громадный (превзошедший по размерам даже знаменитую «Ниагару») фрегат «Генерал-Адмирал». Главное его вооружение составили 60 (!) новых 60-фунтовых пушек; кроме того, на его палубах еще стояли 6 пушек калибром 36 фунтов и 2 двухпудовые мортиры (в некоторых источниках указываются как единороги). Кроме рекордного вооружения он еще развивал и рекордную скорость: на испытаниях его ход под парами превысил 12 узлов! Очевидно, это был самый мощный классический деревянный фрегат и, возможно даже, самый мощный корабль своего времени (заметим, что он вошел в строй раньше первых броненосцев). У него был только один фатальный недостаток: он был построен из «живого» (то есть не выдержанного) дерева, и, несмотря на придуманную американцами систему вентиляции трюмов, довольно быстро начал портиться. Его пришлось исключить из состава флота в 1869г., то есть прослужил он чуть больше 10 лет.

Впрочем, судя по всему, эта болезнь касалась и собственно американского флота: корабли строили быстро, но не на долго: под конкретную задачу. Знаменитые клипера, которые, кстати, изначально изобрели в США для перевозки золотоискателей с Восточного побережья на Западное, так вообще строили на один переход вокруг Америки: в Сан-Франциско их сдавали на слом, и значительная часть города в свое время была построена из обломков клиперов.

Параллельно со строительством этих двух кораблей за рубежом на русских верфях закладываются еще три больших фрегата: «Пересвет» (51 пушка), «Ослябя» (45 орудий) и «Олег» (57орудий). На них все еще размещалась артиллерия смешанных калибров — 60 фунтовые бомбические и обыкновенные 36 фунтовые орудия. Но зато уже два следующих русских фрегата - «Александр Невский» и «Дмитрий Донской» имели полностью однокалиберную батарею: 23 длинных 60-фунтовых орудий и 28 — коротких.

Им было суждено стать последними отечественными классическими деревянными фрегатами. Вслед за ними предполагалось заложить серию из четырёх громадных 58-пушечных кораблей, по водоизмещению приближающихся к «Генерал-Адмиралу»: «Петропавловск», «Севастополь», «Наварин», «Чесма». Но... грянула военно-техническая революция, броненосные суда уже бороздили волны. Первые два из заложенных суперфрегатов этой серии переделали в броненосцы, а два других не стали и достраивать...

Кстати говоря, последние пять фрегатов русского флота также прослужили вполне пристойный по отечественным меркам срок: «Дмитрий Донской» - до 1872г., «Пересвет» и «Ослябя» - до 1874г. Не повезло лишь «Александру Невскому» и «Олегу». Первый из них потерпел навигационную аварию в проливе Скагеррак и погиб с потерями в экипаже. А «Олег» 3 августа 1869г. был протаранен русским же броненосцем «Кремль» при отработке совместных маневров. Фрегат затонул в течение 15 минут, погибло 16 человек.

Вот так появились корабли, наделавшие столько шуму осенью 1863 года. Сейчас, конечно, уже трудно судить, насколько сильно они в реальности подействовали на лондонских политиков и британское общественное мнение. В конце концов, в случае реального обострения отношений с Россией англичанам ничего не стоило бы послать три-четыре своих линейных корабля, столько же больших фрегатов и дюжину корветов, шлюпов, бригов для блокады русской эскадры в Нью-Йорке и пару фрегатов и несколько корветов для аналогичной акции в Сан-Франциско. А опыт копенгагенских побоищ 1801г. и 1809 г. показывает, что когда под угрозой оказываются реальные интересы Великобритании, то такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, мощная артиллерия на береговых фортах и тому подобное, отходят на задний план. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в интересах Польши Англия не действовала бы в одиночку. Создание «малой Антанты» в составе Польши, прибалтийских государств, может быть — Швеции и Турции, - давний французский проект, чуть было не осуществленный Наполеоном. С одной стороны, такая «малая Антанта» служила бы «горчичником к затылку» объединяющейся Германии, с другой — выполняла бы роль «санитарного кордона» в отношении России. И континентальная Франция в таком «горчичнике» и «кордоне» была заинтересована гораздо больше, чем Англия.

То есть, имея руки, развязанными в Европе, и пару французских броненосцев в придачу (а французы уже имели опыт трансокеанских рейсов броненосных судов), англичане могли бы не просто блокировать гавань Нью-Йорка, но и войти в эту гавань и захватить или уничтожить русские суда, пусть и под огнём американских батарей. И вряд ли Линкольн, сознавая, что Уолл-Стрит находится под прицелом французских броненосцев, отважился бы послать войска в Канаду. Пришлось бы ограничиться дипломатическими нотами сожаления и негодования.

Были у англичан и другие способы воздействия на правительство Линкольна. Скажем, в виде угрозы передачи Конфедерации тех самых двух башенных броненосцев «Миссисипи» и «Северная Каролина», которые фактически уже были закончены постройкой и стояли на «карантине» в Ливерпуле. И, в придачу, еще и броненосца «Первенец», строившегося в Англии для России (кстати, ничем не худшего, чем «Нью Айронсайд»!) Почему бы им, с волонтёрскими экипажами, как и «Алабаме», под флагом Конфедерации не войти в гавань Нью-Йорка и не устроить там побоище? А затем отправиться дальше, снимать блокаду с Уилмингтона, Чарльстона...

А дальше Конфедерацию ждали бы потоки современного оружия с английских фабрик, толпы французских и польских добровольцев, жаждущих спасти романтический Юг от алчных капиталистов-янки... И одно дело — безоговорочная капитуляция, другое — договорный мир, по которому Конфедерация могла бы выторговать себе широкую автономию, право содержать вооруженные силы, главное — вести независимую импортно-экспортную политику...

При таком раскладе, посылка русских эскадр в Нью-Йорк и Сан-Франциско выглядела бы уже не столько как способ надавить на Англию, сколько как большая внешнеполитическая провокация.

В случае же официального объявления войны англо-французы просто потребовали бы от Линкольна, сославшись на то, что они сами свято блюдут правила нейтралитета, выхода русских кораблей в море, под пушки английских и французских линкоров. В лучшем случае, Лесовскому пришлось пойти на ту же сделку, на какую пошел в 1809 г. в Лиссабоне Синявин, и под «почётным эскортом» британского флота отвести свои фрегаты в английские порты, где бы они тихо-мирно простояли бы до очередного потепления отношений между двумя державами.

Но, очевидно, в Петербурге просто-напросто не рассматривали вариант реального ухудшения отношений с Англией. Проводя показательные демарши против Великобритании, российские чиновники и капиталисты продолжали заказывать на английских верфях корабли, а на английских заводах — броню и машины для военных и торговых судов. То есть - вполне стратегические по тем временам материалы! И, с этой точки зрения, посылка эскадр Лесовского и Попова в американские порты выглядит больше как пиар-акция для внутреннего потребления: вот, мол, смотрите, какие мы крутые: и либеральные реформы проводим, и восстание в Польше при этом подавляем, и еще и нос супостатам из дальнего зарубежья утираем!

Тактико-технические характеристики винтовых фрегатов середины XIX века

Название

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Водоизмещение, т

Главные размерения, длина*ширина*осадка, м

Мощность машин, л.с.

Скорость хода, уз.

Вооружение

Экипаж, чел.

Примечания

США

«Мерримак» («Merrimack»)

1855

15.06.1855

20.02.1856

4636

83,82*11,73*7,39

 

12

2-X’’, 24-IX’’, 14-VIII”

Скорость – на испытаниях. На службе – 8-8,75 уз.

«Миннесота» («Minnesota»)

Май 1854

1.12.1855

21.05.1857

4833

80,70*15,65*7,26

 

12,5

2-X’’, 28-IX’’, 14-VIII”

646

 

«Ниагара» («Niagara»)

1855

23.02.1855

6.04.1857

5540

100,23*16,87*7,44

 

10,5

12-XI”

251

шлюп

«Роанок» («Roanoke»)

Май 1854

13.12.1855

4.05.1857

4472

80,4*15,54*7,2

996

8,8

1-X’’, 28-IX’’, 14-VIII”

674

Переоборудован в монитор

«Колорадо» («Colorado»)

1856

19.06.1856

13.03.1858

Тоннаж – 3425 т

80,37*16,00*6,73

 

9

2-X’’, 28-IX’’, 14-VIII”

646

Вооружение на 1864г.: 1 × 150 ф. нарезная; гладкоствольные 1 × XI”;

46 × IX;

4 гаубицы 12 ф.; в 1871г. 2 × 100 ф. Нарезные; 1 × XI”;

42 × IX”; 2 гаубицы 20 ф.; 6 гаубиц 12 ф.

«Уобаш» («Wabash»)

1855

24.10.1855

15.08.1856

4808

91,9*15,6*7

 

9

2-X’’, 24-IX’’, 14-VIII”, 2-12ф.

В 1862 г.: 2x1X”, 38xIX”, 2x12pdr. В 1865г.:1x150 ф. нарезная, гладкоствольные 1xX”, 42xIX”, 4x32 ф., 1x30 ф.

«Франклин» («Franklyn»)

1854

17.09.1864

3.07.1867

Тоннаж 3170 т.

80,16*16,97*5,18

 

9

Гладкоствольные: 1-XI”, 34-IX”; нарезные: 4-100 ф.

 

Название

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Водоизмещение, т

Размерения (длина*ширина*осадка), м

Мощность машин, л.с.

Скорость, уз.

Вооружение

Экипаж, чел.

Примечания

Великобритания

«Амфион» («Amphion»)

15.04.1840

14.01.1846

13.05.1847

Тоннаж - 1474т

53,9*13,2*5,8

300

6,75

Закрытая палуба: 6-8” (65центал) + 14 x 32ф. (56центал)

Верхняя палуба: 2 x 68ф. + 14 x 32 ф. (42центал)

320

Заложен как парусный фрегат

«Аррогант» («Arrogant»)

Сентябрь 1845 г.

5.04.1848

 

2690

60*13,9*4,6

 

8,64

Закрытая палуба: 12 x 8” (65 центал) + 16 x 32 ф. (56 центал)

Верхняя палуба: 2 x 68 ф. (95 центал) + 16 x 32 ф (42 центал)

450

 

«Даунтлесс» («Dountless»)

Сентябрь 1845

5.01.1847

Август 1850г.

Тоннаж 1575т

66,9*11,96*3,12

580

10,3

2 карронады 68 ф. +

4 бомбические пушки 10’’; верхняя палуба: 18 x 32 ф.

 

С 1854 г. – 33 орудия

«Термагант» («Termagant»)

 

 

3.02.1859г.

 

 

 

 

24 орудия

 

 

«Кюросао» («Curacoa»)

Январь 1852г.

13.04.1854

14.11.1854

Тоннаж – около 1370т

59*13*3,94

1354

10,75

Закрытая палуба: 20 x 32 ф. (56 центал); верхняя палуба: 10 x 32 ф (42 центала) + 1 x 10 “ (85центал) на поворотной платформе

300

Однотипный – «Трибун» («Tribune»)

«Имперьюз» («Imperieuse»)

 

15.09.1852

 

Тоннаж – 2358т

45,26*12,04

 

 

10 × 8”; 1 × 68 ф.;

40 × 32 ф.

 

 

«Эвриал» («Euryalus»)

 

5.10.1853

 

3125

65*15,29*5,11

400 л.с. (номинальная модщность)

12

28 × 8“ (65 центал); верхняя палуба: 22 × 32 ф.

515

В 1863 г. – 17 нарезных орудий, 18 – гладкоствольных и 16 карронад

«Чизапик» («Chesapeake»)

 

12.09.1855

 

 

 

 

 

51 орудие

510

 

«Форт» («Forte»)

 

29.05.1858

 

3456

64,6*15,2

 

 

51 орудие

515

На слом – в 1905г.

«Нарцисс» («Narcissus»)

Апрель 1857

26.10.1859

Декабрь 1860

3535

69,49*16,3*6,65

1731

10,6

10-8; 40-32ф., 1-68ф.

540

Заложен под названием «Арахна» («Arachne»)

«Аврора» («Aurora»)

Сентябрь 1854 г.

22.06.1861г.

 

3498

69,18*16,3*6,65

1576

10,2

10-8; 40-32ф., 1-68ф.

540

Заложен как парусный фрегат

«Шеннон» («Shannon»)

Январь 1854г.

24.11.1855г.

29.12.1856г.

3915

71,65*15,28*5,6

2125

11,5

Закрытая палуба 30 x 8’’ (65 центал) верхняя палуба: 20 x 32 ф. (56 центал)

1 x 68 ф. (95 центал)

560

 

«Лиффи» (« Liffey»)

 

6.05.1856

 

3915

 

 

 

51 орудие

560

 

«Топаз» («Topaze»)

 

1858

 

3915

 

2538

 

3-8’’, 1-68 ф.,20-32ф.

515

 

«Вакханка» («Bacchante»)

 

1859

 

4130

 

5250

 

51 орудие

560

 

«Ливерпуль» («Liverpool»)

14.11.1859

30.10.1860

Апрель 1863гю

3915

86,9*15,3

1935

10

Гладкоствольные: 26 × 8”;

8 × 68 ф., нарезные

4 × 7

 

 

«Диадема» («Diadem»)

Июнь 1856г.,

14.10.1856

Август 1857г.

3880

73,15*14,63*6,63

2979

12

20-10; 2-68ф., 10-32 ф.

475

 

«Дорис» («Doris»)

Июнь 1856

23.05.1857

Март 1859г.

3677

73,15*14,63*6,63

2588

11,5

20-10; 2-68ф., 10-32 ф.

475

 

«Ариадна» («Ariadne»)

Август 1856

4.06.1859

Ноябрь 1859

4426

85,34*15,24*6,5

3350

13,1

24-10; 2-68 ф.

450

 

«Галатея» («Galatea»)

Февраль 1857г.,

14.09.1859

Февраль 1862г.

4868

85,34*15,24*6,5

3061

11,8

24-10; 2-68 ф.

450

 

«Эмеральд» («Emerald»)

 

19.07.1856 г.

 

3503

72,24*16

 

 

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

580

 

«Мельпомена» («Melpomene»)

 

8.08.1857

 

3829

 

 

 

51 орудие

580

 

«Имморталити» («Immortalite»)

Декабрь 1849

25.10.1859

Декабрь 1860г.

3984

76,5*16,09*6,73

2020

11,54

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

До 600

 

«Орландо» («Orlando»)

Ноябрь 1856

12.06.1858

Декабрь 1861г.

5643

102,41*15,84*6,55

3617

13

28-10, 12- 8''.

600

 

«Мерсей» («Mersey»)

Декабрь 1856

13.08.1858

Март 1859г.

5643

102,41*15,84*6,55

3691

12,58

28-10, 12-8''

600

 

«Андаунтид» («Undaunted»)

Май 1859

1.01.1861

Декабрь 1861г.

4094

76,2*16,09*6,93

2503

12,92

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

До 600

 

«Бристоль» («Bristol»)

Сентябрь 1859

12.02.1861

Октябрь 1865г.

3996

76,2*15,84*6,83

2088

11,27

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

До 600

 

«Констанс» («Constance»)

 

12.03.1846

15.04.1862

3786

77,39*16,15*6,8

2300

10,8

30 x 8’’, 20 x 32 ф.

525

 

«Аретуза» («Arethuse»)

 

20.06.1849

9.08.1861

3708

76,91*16,26*6,8

3165

11,7

30 x 8’’, 20 x 32 ф.

525

 

«Октавия» («Octavia»)

 

18.08.1849

11.04.1861

3832

76,93*16,1*6,8

2415

11,53

28-10”, 22-32ф.

525

 

«Сатледж» («Sutlej»)

 

17.04.1855

26.03.1860

3826

77,57*15,74*6,8

2270

11,8

28-10”, 22-32ф

525

 

«Глазго» («Glasgow»)

Сентябрь 1859

28.03.1861г.

1870г.

3984

76,2*16,09*6,93

2020

11,54

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

До 600

 

«Ньюкастл» («Newcastle»)

Декабрь 1858г.

16.10.1860г.

Сентябрь 1874г.

4020

76,2*15,84*6,4

2354

12,41

30 x 8’’, 1 x 68 ф., 20 x 32 ф.

До 600 чел.

 

«Эндимион» («Endymion»)

Октябрь 1860

18.11.1865

Сентябрь 1866

3200

73,15*14,63*5,28

1620

11,25

8 нарезных 6”, 22 гладкоствольных 32 ф.

450

 

 

Название

Заложен

Спущен на воду

Введен в строй

Водоизмещение, т

Размеры наибольшие (длина*ширина*осадка), м

Мощность машин, л.с.

Скорость хода, уз.

Вооружение

Экипаж, чел.

примечания

Франция (обозначения в тексте: «ДЗН» - дульнозарядная нарезная, «КЗН» - казнозарядная нарезная, - применительно к орудиям); под 16-см нарезной пушкой, если не добавлено, образца какого года она является, как правило, подразумевается передельная из 22 см бомбического орудия нарезная дульнозарядная пушка обр. 1855г.

«Помона» («Pomone»)

26.10.1842

20.06.1845

10.07.1846

2010

52*13,3*6,17

564

7

Закрытая палуба: 4-30ф. №1, 14-30 ф.№2, 8-22 см №2 бомбические; открытая палуба:2-30ф.№2, 8-16 см бомбические

288

С 1851г: закрытая палуба — 24-30ф. №2, 2-22 см №2 бомбические; верхняя палуба — 2-30ф.№1, 8-16 см бомбические

«Или» («Isly»)

26.08.1846

19.07.1849

5.10.1850

2675

70*13,24*5,9

1530

12,4

12-30ф. №1, 8-22см №1 бомбические, с 1855г., после фактического вступления в строй — 20-36ф., 14-22см №1 бомбические

415

С 1861г.:12-30ф.№1, 16 нарезных 16 см; с 1869г.: 22-16 см нарезных, 2-22 см бомбические

«Императрица Евгения» («Imperatrice Eugenie»)

Апрель 1854

21.08.1856

21.03.1857

3797

 

73,98*14,78*6,88

1950

12,5

Закрытая палуба: 30-30ф. №1, 6-22см №1 бомбические; открытая палуба: 18-30 ф.№3, 2 нарезные 16 см

530

 

«Фудр» («Foudre»)

Август 1854г.

2.12.1856

15.05.1857

530

 

«Одасьёз» («Audacieuse»)

Июнь 1854

22.01.1856

3.06.1856

Закрытая палуба: 30-30ф.№1, 6-22см №1 бомбические; верхняя палуба: 18-30 ф. №3, 2 карронады 30 ф.

530

С 1863 г.: Закрытая палуба: 30-30ф.№1, 6-22см №1 бомбические; верхняя палуба: 14-30 ф. №3, 4 - 30 ф. №4, 2нарезные — 16 см

«Ардент» («Ardente»)

Июнь 1854 г.

25.05.1857

1.06.1858

Закрытая палуба: 30-30ф.№1, 6-22см №1 бомбические; верхняя палуба: 16 -30 ф. №3, 4 карронады 30 ф.

530

 

«Импетьёз» («Impetueuse»)

20.01.1854

15.08.1856

15.11.1856

3773

72*14,72*6,63

2228

12,04

Закрытая палуба: 30-30 ф.№1, 6-22 см №1 бомбические; верхняя палуба: 4 нарезных 16 см, 16-30ф.№3

530

 

«Суверен» («Souveraine»)

15.05.1854

3.06.1856

10.01.1857

2228

12,04

Закрытая палуба: 26-30 ф.№1, 8-22 см №1 бомбические; верхняя палуба: 2 нарезных 16 см, 20 карронад -30ф.

530

 

«Реноме» («Renommee»)

 

 

1.02.1858

2650

55,6*14,5*7,05

787

9,21

Закрытая палуба: 24-30ф. №1, верхняя палуба: 2-нарезные 16 см, 24 карронады 24 ф.; с 1865г.: 16-30ф.№1, 12 нарезных 16 см

498

 

«Переоборудованный фрегат. С 1873 г. - учебный корабль с вооружением (все — нарезные): 6-14см, 4-16 см, 4-12 см

«Пандора» («Pandore»)

Начата переоборудованием 9.11.1856

 

11.05.1859

2341

54,4*13,76*6,94

Номинальная мощность — 200 л.с.

9,68

Закрытая палуба: 22-30 ф. №2, 4 бомбических 22см №2; верхняя палуба: 2-30ф.№1, 8 бомбических 16 см; с 1865г.: 22-30ф. №2, 4 ДЗН 16 см обр. 1858г, 6 бомбических 16 см

388

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Клоринда» («Clorinde»)

Начат переоборудованием 16.09.1856

23.05.1857

11.09.1861

1720

51*13,28*5,7

563

8,79

18 ДЗН 16 см обр. 1858г.; с 1873г. 12 ДЗН 16 см обр 1858г., 4 ДЗН 14 см. обр. 1867г.; с 1882г.: 12 ДЗН 14 см. обр. 1867г.; с 1884г.6 20 КЗН 14 см. обр 1864г, 2 револьверные пушки Гочкиса.

388

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Арморика» («Armorique»)

 

1.03.1862г.

7.04.1863г.

2890

76*13,5*6,25

1175

10,37

14 — 30 ф. №1, 8 нарезных 16 см; с 1868г.: 8 КЗН 16 см. обр. 1864г., 4 ДЗН 16 см обр. 1858г.; с 1879г.: 14 КЗН 14 обр. 1870г., 2 револьверных пушки Гочкиса

345

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Резолю» («Resolue»)

 

 

2.10.1872

1871

48,55*13,34*6,71

697

9,55

12 ДЗН 16 см обр. 1858г., 4 ДЗН 14 см обр. 1867г.; с 1878г. Как учебное судно: 8 КЗН 14 см обр. 1870г.

 

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Семирамида») («Semiramis»)

1859 (начало переоборудования)

8.08.1861

16.12.1861

3830

75,05*14,5*6,98

1664

12,1

34 нарезных 16см; с 1867г. 28 нарезных 16 см, 2 бомбические 22 см; с 1870г.: на закрытой палубе — 16см КЗН обр. 1864, верхняя палуба: 4-16 см ДЗН обр. 1858г, 2 бомбические 22 см

466

«Переоборудованный» фрегат I класса

«Паллада» («Pallas»)

Начало переоборудования — 1859г.

15.08.1860

1.12.1861

3618

76,95*14,56*6,86

1427

11,74

34-16 см ДЗН обр. 1858г.; с 1879г. - 24 — 14 см КЗН обр. 1870г.

466

«Переоборудованный» фрегат I класса. С 1878 г. дополнительно вооружен 4 револьверными пушками Гочкиса, 2 торпедными аппаратами и 2 буксируемых мины.

«Виктуар» (“Victoir”)

Начало переоборудования — июнь 1859г.

21.08.1861

1.08.1862

3582

76,31*14,44*6,56

1349

10,93

Закрытая палуба: 8-30ф. №1, 22 нарезных 16 см;верхняя палуба: 4 нарезных 16 см; с 1870г.: закрытая палуба — 12 КЗН 16см обр. 1864г, открытая палуба — 4 ДЗН 16 см обр. 1858г.

466

«Переоборудованный» фрегат I класса. С 1878 г. дополнительно: 2 револьверных пушки Гочкиса, 2 торпедных аппарата, 2 буксируемые мины.

«Герир» («Guerriere»)

Начало переоборудования 4.02.1859г

3.05.1860

18.09.1860

3597т

77*14,56*7,08

Номинальная — 600 л.с.

12,3

34 ДЗН 16 см обр. 1858г.

466

«Переоборудованный фрегат I класса. В 1869 г. переоборудован в транспортное судно.

«Астрея» («Astree»)

Начата переоборудованием в 1859г.

24.12.1859

9.03.1860

3564

76,58*14,4*6,36

1411

11,21

28 нарезных 16 см; с 1868г.: 12 КЗН 16см обр. 1864г., 4 ДЗН 16 см обр. 1858г.

415

«Переоборудованный» фрегат II класса

«Цирцея» («Circe»)

 

15.10.1860

12.11.1862

3136

74,6*13,84*6,2

Номинальная мощность — 480 л.с.

 

16-30 ф. №1, 14 нарезных 16 см; с 1868г.: 18 КЗН 16 см. обр. 1864г., 4 ДЗН 16 см обр. 1858г.

415

«Переоборудованный» фрегат II класса

«Флора» («Flore»)

Начата переоборудованием в 1860г.

27.02.1869

Декабрь 1869

1465

12,49

16 КЗН 16 см. обр. 1864г.; с 1873г. 12 КЗН 16 см. обр. 1864г., 6 ДЗН 14 см обр.1864г. №1

415

С 1876г. - учебное судно с вооружением в 14 КЗН 14 см обр. 1870г., с 1883г — 22 14см; 3-10 см, 6 револьверных пушек

«Даная» («Danae»)

Начат переоборудованием в июне 1856г.

1856

1.09.1858

2438

57,36*13,88*7,12

Нарицательная мощность — 200 л.с.

24-30ф.№2, 4 бомбические 22 см. №2, 2 нарезные 16 см, 8 бомбических 16 см.

388

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Зенобия» («Zenobie»)

Начат переоборудованием 16.10.1856

 

11.09.1859

2485

54,5*13,78*6,69

Номинальная мощность — 200 л.с.

8,92

24-30ф.№2, 4 бомбические 22 см. №2, 2 нарезные 16 см, 8 бомбических 16 см.; с 1865г.: 10-30ф. №1, 14 нарезных 16 см.

388

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

«Беллона» («Bellone»)

Начат переоборудованием 26.05.1857

11.08.1858

1.08.1859

2328

53,55*14,4*6,74

939

9,78

24-30ф.№2, 4 бомбические 22 см. №2, 2 нарезные 16 см, 8 бомбических 16 см.; с 1863г.: 22-30ф. №1, 4 бомбических 22см №2, 2 нарезных 16 см, 6 бомбических 16 см; с 1867г., все нарезные дульнозарядные: 18-16 см, 2-14см

388

Переоборудован из находившегося в строю парусного фрегата

Мажисьен» («Magicienne»)

Начат переоборудованием в октябре 1859г.

28.12.1861г

8.01.1862г.

3408

74,36*14,4*6,38

Номинальная мощность — 600 л.с.

 

28 ДЗН 16 см. обр.1858г.

415

Однотипные «переоборудованные» фрегаты II класса

Фемида» («Themis»)

Начата переоборудованием в 1858г.

29.04.1862

21.11.1862

1611

11

С 1867г.: 18 — 30 ф. №1, 14 нарезных 16 см; с 1872г. 12 КЗН 16 см. обр. 1864г., 6 ДЗН 16 см обр. 1858г.; с 1879 г. 12 КЗН 16см обр.1864г., 6 КЗН 14 см обр. 1870г., 4 револьверных пушки Гочкиса.

«Гермиона» («Hermione»)

Начата переоборудованием 16.04.1859

15.08.1860

1.12.1860

3550

73,8*13,88*7,28

Номинальная мощность — 600 л.с.

12,3

28 ДЗН 16 см обр. 1858г., с 1867г: 12-30ф. №1, 2 бомбические 22см, 14 нарезных 16 см.

415

Однотипные «переоборудованные» фрегаты II класса. «Юнона» в период с 1863 по 1867г. Несла 16-30ф. №1, 14 нарезных 16 см.

«Юнона» («Junon»)

Начата переоборудованием в 1859 г.

28.01.1861

16.04.1861

11,6

Россия

Архимед»

 

1848

 

2000

54,6*13,3*5,3

300

6,75

23

 

 

Полкан»

9.09.1851

21.05.1853

1854г

2316

 

620

9

Закрытая палуба: 22 - 24 ф., 4 единорогов в 2 пуда, верхняя палуба 2 пушки 24ф, 2 единорога 2 пуда, 20 карронад 24 ф.

 

 

«Аскольд»

18.09.1852

6.07.1854

1857г.

2834

 

9

 

46

456

 

«Громобой»

23.02.1855

8.06.1857

1858

3199

75*15,3*6,6

 

8

Закрытая палуба: 16 коротких 60 ф., 4-30ф.№1, 10-30ф. №2; верхняя палуба: 1 длинная 60ф., 2-30ф №1, 20 — 30ф.№3

 

С 1871г.: закрытая палуба — 22-60 ф коротких; открытая палуба: 4-30ф.№1, 8-12ф.

Илья Муромец»

12.12.1853

25.05.1856

1858

3200

 

1120

 

Закрытая палуба: 10 коротких 60ф, 4-30ф.№1, 16-30ф.№2; верхняя палуба: 1-60ф. длинная, 2-30ф. №1, 20-30ф. №4

 

 

Светлана»

1.10.1856

3.05.1858

2.10.1858

3187

77,6*14,6*6,6

1110

10,5

Закрытая палуба: 20-60ф. Коротких, 4 36ф. №1; верхняя палуба 2-60 ф. №1, 4-60ф.№2, 10-30ф. №2. С 1870г.: закрытая палуба 6-8'', верхняя палуба – 4-8'', 1-6'' — все нарезные обр. 1867г.

24 офицера, 414 матросов

Дальность плавания под парами — до 2000 миль.

Генерал-Адмирал»

9.09.1857

9.09.1858

Июнь 1859г.

5669

99*16,7*7,16

2000

12,25

22 длинные 60 ф., 38 коротких 60ф., 6-36 ф., 2 единорога 2 пуда

25 офицеров, 765 матросов

В некоторых источниках указываются вместо 2-х пудовых единорогов 3 пудовые или даже XI'' пушки Дальгрена, купленные в США во время постройки фрегата. Также в некоторых источниках указывается, что все 60 ф. орудия были длинные, в других — короткие

Ослябя»

21.12.1858

8.10.1860

 

2980

79.7*14.2*6.3

890

9,7

1 длинная 60ф, 26 коротких 60ф., 22-36ф.; впоследствии перевооружен: 1 длинная 60 ф., и 34 коротких 60ф.

37 офицеров и 445 матросов

Дальность плавая до 1100 миль под парами

Пересвет»

19.06.1858

 

 

 

9.06.1860

11.1862

3837

76,2*15,2

 

 

Закрытая палуба: 10 коротких 60ф, 4-36 ф. №1, 18-36ф. №2; верхняя палуба: 1-60 ф. длинная, 2 36 ф. №1, 16-36 ф. №3

 

 

«Олег»

29.01.1858

 

 

 

4.06.1860

1861 г.

4408

91,8*

Номинальная мощность — 800 л.с.

11

Закрытая палуба — 26 коротких 60ф., 4-36ф. №1; верхняя палуба: 3 длинных 60ф., 2-36ф.№1 22 - 36 ф.№2

 

По другим данным на закрытой палубе «Олега» стояли 26 коротких 60ф. И 4-30ф. пушки, на верхней палубе — 1 длинная 60ф., 8 коротких 60 ф. и 18-30ф. Пушек.

«Дмитрий Донской»

28.07.1859



 

9.09.1861

10.1862

4562

82,9*15,5*6,88

2560

10,47

23 длинных 60ф. (в том числе одна — на верхней палубе на поворотной платформе, 28 коротких 60ф.

41 офицер и 664 матроса

Дальность плавания - до 1500 миль под парами

«Александр Невский»

19.12.1859

1

 

21.09.1861

1863

4562

82,9*15,5*6,88

2560

11,77

Планировавшиеся к постройке фрегаты «Наварин», «Чесма», «Петропавловск», «Севастополь» должны были иметь (в варианте парусно-винтового фрегата) водоизмещение 5274т, мощность машин до 2500 лес., скорость хода в 12 узлов и вооружение из 54 орудий калибром 60 ф., и 4 пушки в 36 фунтов.

 

 

 

 

Корабельная артиллерия, использовавшаяся на крупных парусно-паровых фрегатах середины XIX века

Орудие

Класс

Калибр, мм

Вес орудия, кг

Вес сплошного ядра, фу. (кг)

Вес бомбы, ф. (кг)

Вес метательного заряда, кг

Вес разрывного заряда, кг

Начальная скорость снаряда, м/сек

Дальность стрельбы, ядром, м (угол возвышения, градусы)

 

Дальность стрельбы бомбой, м (угол возвышения, градусы)

Скорострельность, выст./ мин.

Эффективность по методике автора, условных единиц

Примечания

США

8''

Бомбическое орудие

203

2500

65 (29,48)

52,7 (23,9)

3,77

1,52

406

2380 (11)

1/2

1367

Орудия Дальгрена

9''

229

4085

90 (40,82

73,5 (33,34)

5,9

2

431

3150 (15)

4/9

1522

10''

254

5440

124 (56,25)

101,5 (46,04)

5,67

2,8

360

2750 (11)

2/5

1184

11''

279

7120

166 (75,3)

133,5 60,55)

9,07

4

390

3340 (15)

1/3

1364

Великобритания

32 ф./56 cwt

Гладкоствольная пушка

165

2845

32,5

26

5

0,4

515

2450

 

2/3

394

 

8 дюймовое

Бомбическое орудие

204,5 (8,05'')

3302

68

49,875

4,54

2,24

446

2750

 

1/2

2085

 

68-фунтовая/ 95 cwt

Гладкоствольная пушка

206,2 (8,12'')

4826

67 (30,4)

 

7,3

1,8

481

3300

 

1/2

411

Стальное ядро — 72 ф., чугунное закаленное — 68,5 ф.

10-дюймовое

Бомбическое орудие

254

3810

124

87

5,46

4,57

362

2750

 

2/5

1864

 

Франция

36 ф.

Гладкоствольная пушка

175

3520

40,3 (18,28)

 

 

 

486

2350

 

1/2

299

Обр. 1786 и 1856 гг.

30 ф. №1

Гладкоствольная пушка

164,7

3035

33,8 (15,34)

 

 

 

558

3300

 

1/2

413

Обр. 1849 г.

30 ф. №2

Гладкоствольная пушка

164,7

2487

33,8 (15,34)

 

 

 

505

2410

 

1/2

316

Обр. 1849 г.

30 ф. №3

Гладкоствольная пушка

164,7

2140

33,8 (15,34)

 

 

 

468

1850

 

2/3

314

Обр. 1849г.

30 ф. №4

Гладкоствольная пушка

164,7

1860

33,8 (15,34)

 

 

 

436

1600

 

2/3

275

Обр. 1849г.

36 ф.

Карронада

173

1300

40,3 (18,28)

 

 

 

331

500

 

1

143

Обр 1856г.

30 ф.

Карронада

164,7

1051

33,8 (15,34)

 

 

 

327

400

 

1

120

Обр. 1840г.

22 см №1

Бомбическое орудие

223

3692

80

57 (25,86)

3,5

2,84

400

3100

 

4/9

2001

Обр.1849

22 см №2

Бомбическое орудие

223

2734

80

57 (25,86)

 

2,84

344

2950

 

4/9

1837

Обр.1849

16 см

Бомбическое орудие

164,7

1480

33,8 (15,34)

22,1 (10)

 

0,84

390

2400

 

1/2

1286

Обр.1849

16 см. обр 1855г.

Нарезная дульнозарядная пушка

164,7

3922

 

58,2 (26,4)

 

1,14

407

3500

 

1/4

1132

Передельная пушка из 22 см бомбической №1

16 см обр. 1858г.

Нарезная дульнозарядная пушка

164,7

3637

99 (44,9)

69,5 (31,5)

 

1,36

345

4200

 

1/4

1368

 

16 см обр. 1860г.

Нарезная казнозарядная пушка

164,7

3637

99 (44,9)

69,5 (31,5)

 

1,36

345

4700

 

1/4

1488

 

16 см. обр. 1864-1867гг.

Нарезная казнозарядная пушка

164,7

5000

99 (44,9)

69,5 (31,5)

7,48 для сплошного снаряда, 5 кг для бомбы

1,36

345

4700

 

1/4

1411

 

16 см. обр. 1870 г.

Нарезная пушка

164,7

5443

99 (44,9)

84 (38,1)

6,37

1,85

480

6000

 

1/4

2704

 

14 см. №1 обр. 1864 г.

Нарезная дульнозарядная пушка

138,6

2300

 

41,2 (18,7)

 

0,8

445

3500

 

1/3

1638

Переделана из 18 ф. длинной пушки

14 см. №2 обр. 1867г.

Нарезная дульнозарядная пушка

138,6

1830

 

41,2 (18,7)

2 (для стрельбы бомбой)

0,8

397

3200

 

1/3

1477

Переделана из короткой 18-фунтовой пушки

14 см обр. 1864-1867гг.

Нарезная казнозарядная пушка

138,6

1900

 

41,2 (18,7)

2 (для стрельбы бомбой)

0,8

404

3555

 

1/3

1607

 

14 см обр. 1870 г.

Нарезная казнозарядная пушка

138,6

2676

 

46 (20,86)

4

0,9

540

4500

 

1/2

3279

 

Россия

60 ф. длинная системы Баумгарта

Бомбическое орудие

196

4910

58 (26,2)

41 (18,7)

6,5

0,82

550

3800

2800

1/2

1136

Вес стального ядра — 66,8 ф. (30,3 кг)

60 ф. длинная системы Дальгрена

Бомбическое орудие

196

5010

58 (26,2)

41 (18,7)

6,5

0,82

550

3800

2800

1/2

1132

Вес стального ядра — 66,8 ф. (30,3 кг)

60 ф. короткая бомбическая системы Баумгарта

Бомбическое орудие

196

3210

58 (26,2)

41 (18,7)

4,5

0,82

458

3300

2300

1/2

934

Вес стального ядра — 66,8 ф. (30,3 кг)

60 ф. короткая бомбическая системы Дальгрена

Бомбическое орудие

196

3380

58 (26,2)

41 (18,7)

4,5

0,82

458

3300

2300

1/2

926

Вес стального ядра — 66,8 ф. (30,3 кг)

36 ф. №1

Гладкоствольная пушка

173

3200

40 (18)

28 (12,7)

4,9

 

460

3200

 

1/2

367

Обр. 1858 г.

36 ф. №2

Гладкоствольная пушка

173

3200

32,5 (14,74)

28 (12,7)

 

 

460

2135

 

1/2

270

 

30 ф №1

Гладкоствольная пушка

164

3100

34 (15,4)

25 (11,5)

4,1

 

500

3350

3150

1/2

387

Обр. 1858г.

2 пудовый единорог

Единорог

245

3800

72 (32,76)

60 (27,2)

 

1,2

480

5000

 

2/5

1397

 

Необходимо пояснить, что французский фунт несколько больше англо-американского, оттого в переводе на английские фунты получается, что французская (и русская) 36-фунтовые пушки стреляют ядрами весом примерно по 40 фунтов (в таблице использованы в качестве весовой размерности английские фунты по 0,453592 гр.).

Что касается дальнобойности орудий, то она сильно зависела от конструкции станков (лафетов), от придаваемого ими угла возвышения. И в еще большей степени эта дальнобойность зависела от высоты порта, через которое орудие вело огонь: размеры амбразуры такого рода также сильно ограничивали угол возвышения, и поэтому в реальности все батарейные пушки, установленные на закрытых палубах кораблей, стреляли не далее, чем на 1800-2200 метров.

Другой ограничивающий фактор: проблема точности стрельбы из гладкоствольных орудий так и не была решена: из-за несоответствия центра масса и геометрического центра сферического ядра в полёте возникало плечо сил, приводившее ядро во вращение и соответствующему отклонению в полёте. Добиться же совпадения этих центров при тогдашних методах литья было нереально: при остывании металла нижняя часть отливки всегда получается плотнее, чем верхняя.

Американцы по опыту своей Гражданской войны полагали, что стрелять из гладкоствольных орудий на дистанцию свыше 1200 ярдов (чуть более километра) бессмысленно. В английском флоте в ходе учений целая эскадра линейных кораблей с дистанции в 2000 ярдов обстреляла баржу-мишень. Из двухсот с лишним ядер в цель не попало ни одно!

Не лучше обстояли дела и с первыми нарезными орудиями: при обстреле Кагасимы (эпизод этот «открытия Японии» упоминался выше) английские комендоры наблюдали, что выпущенные из нарезных казнозарядных пушек Армстронга снаряды отклоняются от точки прицеливания на расстояние до 600 метров. Иными словами, из-за неточной подгонки снаряда к стволу, снаряд, по факту, летел не по прямой, а по спирали, и предугадать точку его падения становилось невозможным.

Конечно, читатель понимает, что все подобного рода тонкости учесть невозможно, и в расчетах были взяты максимальные известные параметры.

Разумеется, некоторые параметры в этой таблице расчетные, или оценочные. То есть, некоторые показатели, которые не удалось найти в справочниках, рассчитывались для тех или иных орудий пропорционально параметрам орудий других калибров или других весов в том же калибре. Думается, что существенного значения этот момент не имеет.

Однако, вернемся к нашей теме англо-франко-русско-американского противостояния.

Разумеется, англичане были уже не те. К 60-м годам XIX столетия Англия, в целом, уже завершила свою промышленную революцию. Народ изобретателей, первопроходцев, мастеров, инженеров, предпринимателей стремительно превращался в нацию клерков, рантье, банкиров, биржевых маклеров. Авангард этой нации уже мало интересовал вопрос о том, какие проблемы ждут работяг и собственников каких-то там старомодных хлопкопрядильных фабрик. Очевидно, это и было той основной причиной, по которой Англия так и не вмешалась в войну между американскими штатами.

Возможно, это было фатальной для островной державы ошибкой. Дешевое сырье с американского Юга было серьёзным конкурентным преимуществом английской промышленности. Теперь все это досталось янки.

Ход истории говорит сам за себя: всего через пять лет после падения Конфедерации пальма первенства промышленного производства перешла от англичан к североамериканцам. А спустя еще полвека финансовый центр мира сместился с берегов Темзы на некогда выкупленный у индейцев за гроши и побрякушки остров Манхэттен. Как то ни покажется кому-либо странным, но финансы почему-то всегда следуют за реальным производством, а не за теми спекулятивными проектами, которые сулят наивысшую маржу.

Да, англичане уже были не те.

Тем великолепным фрегатам, о которых мы писали выше, так и не довелось встретиться в реальном бою. Но ниже мы приводим таблицу, с помощью которой читатель может смоделировать боестолкновение между этими кораблями. В вышеприведенных таблицах уже указаны основные тактико-технические характеристики крупных фрегатов 50-60-х годов XIX века. В таблице, посвященной артиллерии, приводится расчетный параметр эффективности морских пушек, который автор этих заметок вывел, занимаясь разработкой (см. http://nevstol.ru/cat-601.html ) игры-симулятора военно-морского противоборства. Очевидно, читателю будет любопытно сравнить боевую мощь кораблей, исходя не только из веса их залпа, но из более многогранного параметра, учитывающего такие характеристики орудий, как дальнобойность, скорострельность и т.п. (при расчетах мы исходили из того, что все орудия калибром 30, 32 и 36 фунтов и английские 68-фунтовые стреляют сплошными ядрами, а остальные, включая французские 16 см. бомбические — бомбами).

Название

Вес залпа, фунты

Вес артиллерии корабля, тонны

Отношение веса залпа к водоизмещению, фунты/тонны

Отношение веса артиллерии к водоизмещению, %

Расчетная боевая эффективность

Франция

«Помона»

1586,4

85,644

0,789

4,26

31692

«Или»

1926

122,088

0,720

4,56

33994

«Императрица Евгения»

2300,4

159,566

0,606

4,20

32312

«Одасьёз»

2170

153,824

0,571

4,05

30288

«Ардент»

2170

151,646

0,571

3,99

29900

«Импетьёз»

2430,8

163,13

0,644

4,32

33948

«Суверен»

2392,8

137,31

0,634

3,64

31410

«Реноме»

1658,16

100,8632

0,626

3,81

14480

«Пандора»

1401,6

83,56

0,599

3,57

25414

«Клоринда»

1782

65,466

1,036

3,81

24624

«Арморика»

1136,4

73866

0,393

2,56

14838

«Резолю»

1352,8

50,964

0,723

2,72

22324

«Семирамида»

2818,7

133,348

0,736

3,48

38488

«Паллада»

3366

123,658

0,930

3,41

46512

«Виктуар»

2425,9

126,252

0,677

3,52

32736

«Герир»

3366

123,658

0,936

3,44

46512

«Астрея»

2321,3

109,816

0,651

3,08

31696

«Цирцея»

1701,4

103,468

0,543

3,30

22456

«Флора»

1584

80

0,505

2,55

22576

«Даная»

1567,4

90,308

0,643

3,70

27484

«Зенобия»

1567,4

90,308

0,631

3,63

27484

«Беллона»

1567,4

90,308

0,673

3,88

27484

«Мажисьен»

2772

101,836

0,813

2,99

38304

«Фемида»

1769

109,538

1,098

6,8

23282

«Гермиона»

2772

101,836

0,781

2,87

38304

Россия

«Полкан»

1488

 

0,642

 

 

«Громобой»

2210

143,14

0,691

4,74

27842

«Илья Муромец»

2066

130,602

0,646

4,08

23354

«Светлана»

2006

124,53

0,629

3,91

29316

«Генерал-Адмирал»

3864

261,46

0,682

4,61

65088

«Ослябя»

2446

158,77

0,826

5,36

33494

«Пересвет»

1983

 

0,517

 

 

«Олег»

2637

185,59

0,598

4,21

35834

«Дмитрий Донской»

2958

202,81

0,648

4,45

52280

США

«Мерримак»

3318

143,92

0,716

3,10

58034

«Миннесота»

3678

160,266

0,761

3,32

64122

«Ниагара»

1992

85440

0,360

1,54

16368

«Роанок»

3554

154,826

0,795

3,46

62938

Великобритания

«Аррогант»

1990

128,936

0,740

4,79

 

«Эвриал»

2619

155,146

0,838

4,96

67068

«Аврора»

2047

151,646

0,585

4,34

37021

«Нарцисс»

2047

151,646

0,579

4,29

37021

«Шеннон»

2757

154,713

0,704

3,95

70841

«Диадема»

2939

114,302

0,757

2,95

42042

«Дорис»

2939

114,302

0,799

3,11

42042

«Ариадна»

3110

101,092

0,703

2,28

45558

«Галатея»

3110

101,092

0,639

2,08

45558

«Орландо»

4228

146,304

0,749

2,59

77212

«Андаунтид»

2757

154,713

0,673

3,78

70841

«Эмеральд»

2757

154,713

0,787

4,42

70841

«Имморталити»

2757

154,713

0,692

3,88

70841

«Бристоль»

2757

154,713

0,690

3,87

70841

«Ньюкасл»

2757

154,713

0,686

3,66

70841

«Октавия»

4187

169,27

1,093

4,42

60860

«Сатледж»

4187

169,27

1,094

4,42

60860

На фоне других американских, английских, французских и русских кораблей «Ниагара» выглядит явно недовооруженной. Возможно, корабль этот строился как экспериментальный и основной упор был сделан на наиболее удобное размещение на нем 11-дюймовых орудий, с тем, чтобы была возможность использовать их максимальную дальнобойность: как уже говорилось выше, потенциал корабельной артиллерии на обычных батарейных фрегатах той поры в полую меру не использовался из-за невозможности придать орудиям, размещенным на закрытой палубе, максимальные углы возвышения и т. п.

Все эти великолепные суда очень быстро сошли со сцены. Они были слишком дороги (и в постройке, и в эксплуатации), слишком роскошны для того, чтобы использовать их в обычной крейсерской войне против торгового судоходства, и они не годились в качестве сил сопровождения при броненосных эскадрах — тех сил, которые могли бы служить для разведки, завязывания боя, атаки на отбившиеся от своих эскадр поврежденные суда. Во первых, они были слишком уязвимы. Во-вторых, слишком тихоходны: скорость лучших «ходоков» из них едва превышала 13 узлов, в то время как броненосцы 60-х годов, благодаря лучшим пропульсивным характеристикам их железных корпусов, развивали уже 14 узлов.

В течение некоторого времени эти суда использовались для представительских целей; в Англии была даже сформирована специальная фрегатская «летучая эскадра», которая обошла вокруг земного шара, «демонстрируя британский флаг». Но уже в семидесятых годах большинство из этих кораблей использовались либо в качестве учебных, либо в качестве блокшивов.

 

Корабли несбывшихся надежд-2: могла ли свершиться интервенция США в Англию? Куда делись американские океанские мониторы и «супералабамы» для борьбы с флотом Её Величества? И: английские ответы на американские проекты: что приготовил Джон Буль для дядюшки Сэма? Все желающие узнать ответы на эти животрепетные вопросы, могут кликнуть на строчку ниже и получить продолжение этого очерка!

Уважаемые читатели!

В связи с тем, что в настоящее время перевод средств посредством отправки sms на короткие номера блокируется по независимым от редакции причинам, просим все транзакции производить посредством системы web money.



© Copyright 2009 Творческое сообщество!
www.webmoney.ru