ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / История кораблей / Океанский фронт

Океанский фронт

В предыдущей статье мы рассказали о том, как развёртывались боевые действия Гражданской войны в США на Миссисипи — основной водной артерии страны, овладение которой стало настолько значимым фактором исхода противостояния, что даже несколько отодвинуло в тень борьбу на главном фронте — океанском: там, где находились основные центры мятежа и там, где через многочисленные и хорошо защищенные порты шло снабжение Юга оружием, припасами, снаряжением.

В принципе, история борьбы на океанском фронте не столь драматична и интригующа, как борьба на речном: обладая изначально подавляющим преимуществом в крупных мореходных кораблях, унионисты блокировали все порты Конфедерации, а появление под защитными сооружениями этих портов неуязвимых мониторов превратило их падение в вопрос лишь времени.

Сразу после постройки «Монитора» северяне заложили сразу десять аналогичных кораблей типа «Пассаик»; собственно, они строились по первоначальному проекту Эриксона, были чуть ли не вдвое крупнее родоначальника класса, на них был устранен или сведен к минимуму такой недостаток «Монитора», как слишком значительное отстояние броневого короба от собственно корпуса корабля — при волнении возникали силы, отрывающие этот короб от деревянного днища, что вело к возникновению течей и, кстати говоря, гибели самого «Монитора» у мыса Гаттерас во время шторма в ходе морского перехода. Они имели на вооружение в единственной башне по одному 15-дюймовому и одному 11-дюймовому орудию (один из кораблей серии - «Команч» - был вооружен двумя 15-дюймовками, а некоторые из судов этого типа несли вместо гладкоствольной 11-дюймовки Дальгрена 8-дюймовую нарезную пушку Паррота — подробнее о строительстве мониторов этой и последующих серий в предыдущем очерке). А уже осенью 1862 г. развернулось строительство 9 улучшенных и увеличенных в размерах мониторов типа «Каноникус» - все корабли этой серии были вооружены парой 15-дюймовых орудий, их броневая защита усовершенствована, в частности, вокруг башни был введен броневой бруствер, защищающий ее от заклинивания попадающими между башней и палубой снарядами. Правда, мониторы второй серии строились ни шалко, ни валко: для борьбы с кораблями и укреплениями южан вполне достаточными оказалось 10 мониторов типа «Пассаик».

История их участия в боевых действиях весьма однотипна: пройдя апробацию вблизи от судостроительных и судоремонтных баз Севера на реке Джеймс, эти мониторы затем отправлялись на юг, к главным твердыням конфедератов на атлантическом побережье: Уилмингтону, Чарльстону, Саванне, Атланте и так далее.

Оборона .южан строилась по принципу укрепрайона: стратегический пункт — город с крупным портом; несколько фортов, защищающих подходы к нему; флотилия речных пароходов и один-два броненосца, служащих для предупреждения прорыва унионистских кораблей через притоки близлежащих рек и беспокойства блокадных эскадр. Все броненосцы южан строились по одному образцу, который ярче всего запечатлелся в истории по облику достопамятной «Вирджинии»: погруженный в воду корпус, прикрытый бронированной карапасной палубой, и выступающий из воды каземат с торчащими из него в разные стороны пушки, число которых с каждым годом сокращалось: если на первых южных броненосцах («Вирджиния», «Луизиана», «Миссисипи») число орудий приближалось к 20, то на последних их было 4-6: сказывалось истощение арсеналов Конфедерации.

Конечно, тип такого корабля крайне малоудачен: почти нулевая мореходность, высокая уязвимость и невозможность обеспечить мало-мальски значительный ход по той простой причине, что даже слегка погруженный в воду каземат обладал таким гидродинамическим сопротивлением, что никакие машины не смогли бы разогнать подобного рода сооружение до сколько-нибудь приличной скорости.

Кроме Конфедерации, броненосцы подобного типа строились только в Голландии, и там, в европейских водах, показали свою полную бесперспективность. В некоторых источниках указывается, что автором идеи подобного броненосца был сардинский офицер Джованни Кавалли. То ли недолгое участие Сардинии в Крымской кампании в 1855-1856гг. произвело на него такое впечатление, то ли поездка в Швецию — уже в то время весьма передовую в технологическом плане страну — возбудила его интеллект, но этот человек сконструировал сразу и одну из первых нарезных пушек, стреляющую продолговатыми снарядами, и разработал проект бронированного корабля с погруженным в воду корпусом и казематом с наклонными бортами.

Неизвестно, насколько идеи Кавалли имели хождение на Юге США, но, скорее всего, у южан просто не было выбора: технологические возможности отделившихся штатов просто не позволили бы им строить более сложные в техническом плане башенные мониторы, а создавать полноразмерные броненосцы с высоким надводным бронированным бортом было для целей Конфедерации просто ни к чему. Когда южанам досталось днище сожженного «Мерримака», они пошли по простейшему и самому собой напрашивающемуся пути: достроили поверх остатков корпуса бронированный «амбар», поставили в нем пушки и пустили это импровизированное сооружение в бой. Так как «Вирджиния» действовала более-менее успешно, то заложенная в ее конструкцию концепция стала повторяться при строительстве всех броненосцев Юга. Кстати говоря, заметим, что и первые речные броненосцы Идса, хотя и строились северянами, мало чем отличались от броненосцев Конфедерации.

Броненосцы южан, использовавшиеся при обороне атлантического побережья

Название

Тоннаж, т

Размеры (длина*ширина*осадка) м

Скорость хода, уз

Бронирование

Вооружение

Экипаж, чел.

Примечания

«Атланта» («Atlanta»)

1006

62,2*12,5*4,8

7

Порядка 3-4 дюймов (75-100мм)

2-7'', 2-6,4''

145

Броненосный таран, перестроенный из британского блокадопрорывателя «Фингал». Использовался на реке Саванна

«Чарльстон» («Charlestone»)

???

54,9*10,4*4,3

6

???

2-9'', 4 — нарезных

150

Броненосный шлюп; заложен в 1862г., но так и не доведен до боевой готовности; сожжен при захвате Чарльстона северянами

«Чикора» («Chicora»)

???

45,7*10,7*4,3

5

Каземат — 100 мм на 56-сантиметровой подкладке из дерева; по краям вне каземата — 50мм

2-9'' гладкоствольные; 4-32-фунтовые переделанные в нарезные

150

Построен в Чарльстоне в 1862г., участвовал в обороне города; уничтожен при захвате Чарльстона северянами

Пальметто Стейт» («Palmetto State»)

Примерно 850т

46*10*3,7

6

???

2-7'' Брука, 2-IX'' Дальгрена

125

Активной участвовал в обороне Чарльстона, в ходе вылазки потопил таранным ударом судно северян «Мерседита»; сожжен в 1865 г. под угрозой захвата неприятелем

«Саванна» («Savannah»), броненосный таран

 

45,7*10,4*3, 8

7

???

2-7'', 2-6,4''

180

Построен в Саванне. Уничтожен при угрозе захвата неприятелем 21.12.1864г.

«Штат Джорджия» («State of Georgia»), броненосная плавучая батарея

 

76,2*18,3

 

 

От 4 до 9 орудий

200

Использовалась при обороне Саванны, сожжена при отступлении

«Милледжвиль» («Milledgeville»)

 

53,3*10,7*2,7

 

 

4 орудия

Строился в Саванне; спущен на воду 21.12.1864г., но недостроен и сожжен в виду приближения неприятеля

«Ньюза» («Neuse»), броненосный таран

 

46,3*10,4*2,7

???

???

2-6,4''

Построена в 1863-1864гг. в Северной Каролине для службы во внутренних водах. Села на мель и в 1866г. сожжена.

«Северная Каролина» («North Caroline»), броненосный шлюп

 

45,7*9,8*3,7

???

???

4 орудия

150

Построен в Уилмингтоне. Затонул из-за слабости корпуса, изъеденного червями

«Рейли» («Relaigh»), броненосный таран

 

45,7*9,8*3,7

???

???

4-6''

188

Построен в Уилмингтоне в 1863-1864гг. Вступил в строй 30.04.1864г. 6.05.1864г. При попытке спуститься по Реке страшного мыса, встретилась с блокадными судами северян. При отходе от них наткнулся на мель, от полученных повреждений погибла.

«Феникс» («Phoenix»). Броненосная плавучая батарея

 

 

 

 

6 орудий

 

Затоплена в Мобайле для преграждения входа судам северян в гавань. Впоследствии — сожжена

«Теннесси» («Tennessee»). Броненосный таран, не путать с «Теннесси», которая строилась в Мемфисе

273

63,7*14,6*4,3

 

Три слоя железных листов по 2 дюйма толщиной — 150мм

2-7'', 4-6,4''

133

Служил в Мобайле. Захвачен в бою эскадрой Фаррагута

«Тускалуза» («Tuscaloosa»), броненосный таран

 

46,3*10,4*2,4

3

100 мм броня

1-6,4'', 3-32 ф.

120

Строился в Сельме; переведен для довооружения в Мобайл. Затоплен для предотвращения захвата неприятелем в 1864г.

«Техас» («Texas»), броненосный таран

 

66,1*15,3*4,1

???

???

6 орудий

50

Строился в Ричмонде, захвачен северянами.

«Миссури» (“Missouri»); броненосный таран с центральным колесом

 

55,8*16,4*2,6

 

Каземат с толщиной наклонных под углом 30 градусов стенок в 4''(100)

1-XI'' D., 1-IX;; D., несколько 32 фунтовых пушек

Спущен на воду в Шривпорте 14.04.1863г., использовался, в основном для перевозок;3.06.1865г. сдался северянам.

«Нэшвилл» («Nashville»), броненосный таран

 

82,6*19*3,3

777

3 слоя двухдюймовой брони - каземат (150мм) и 1 слой двухдюймовой брони в оконечностях корпуса (50мм)

3-7'', 1-24 ф.

Строился в Монтгомери (штат Алабама), для вооружения переведен в Мобайл, где и захвачен недостроенным северянами.

«Альбемарль»,( «Albemarle») броненосный таран

376 т (водоизмещение)

48*10,8*2,7

4

???

2-6,4''

Построен в 1862-1864гг. Вступил в строй 17.04.1864г. Служил на реке Роанок. Экипаж до 150 чел.

«Луизиана» («Louisiana»)

Броненосный таран, построенный на реке Роанок и однотипный с «Альбемарлем». Не путать с той «Луизианой», которая погибла в Новом Орлеане.

Как видите, южане построили не так уж мало броненосных кораблей; еще больше заложили. Но никаких попыток объединить эти силы, чтобы дать бой северянам и уничтожить хотя бы часть одной из их блокадных эскадр, не предпринималось. Корабли действовали вполне разрозненно, используясь исключительно в интересах того укрепрайона, который они обслуживали.

Из морских и комбинированных действий северян на атлантическом побережье наибольший интерес имеют атаки на Уилмингтон, оборону которого удалось сломить не с первой попытки и только совместными действиями армии и флота с высадкой большого десанта; борьба за Чарльстон — но не столько собственно осадные действия, сколько широкое использование южанами минных катеров и подводных лодок; действия на реке Роанок, где северянам удалось с успехом применить минное оружие; и сражение при Мобайле, проведенное Фаррагутом с присущим этому адмиралу блеском.

Что касается Чарльстона, то этот город был гнездом мятежа, именно здесь южане, кстати говоря, впервые использовали броненосные суда — две плавучие батареи, защищенные железными листами и брусьями. Обе они своим огнем способствовали захвату форта Самтер и именно в перестрелке этих батарей с артиллерией форта южане убедились в ценности бронирования судов.

Чарльстон был хорошо защищен фортами; для его обороны могли быть использованы, по меньшей мере, два броненосных тарана и еще несколько строились; попытка северян прорваться мимо фортов к городу или проникнуть в гавань через дельту реки не привели ни к чему хорошему. В ходе первой бомбардировки фортов северяне даже потеряли небольшой броненосец «Кеокук»: этот корабль водоизмещением менее 1000 тонн отличался оригинальной конструкцией: его борта были выполнены со столь большим завалом, что он действительно напоминал торпеду или тело позднейших дирижаблей. На носу и на корме у него находилось два каземата в форме усеченного конуса, в каждом из которых стояло по 11-дюймовой пушке Дальгрена. Каждое из орудий могло вести огонь через три амбразуры, на левый борт, на правый борт, носовое орудие — вперед, кормовое — назад. Так как по внешнему виду он напоминал двухбашенные мониторы, то «Кеокук» нередко в литературе указывают как первый двухбашенный монитор США, хотя это неверно.

Атаке на форты, предпринятой адмиралом дю Поном с броненосцами «Нью Айронсайд», «Кеокук» и семью мониторами, препятствовали мины и сильное течение, делавшее тихоходные мониторы почти неуправляемыми. Уклоняясь от столкновения с «Нахантом», «Кеокук» оказался менее, чем в 600 метрах от форта Самтер. В течение последующего часа в него попало до 90 снарядов и ядер, часть из которых пробила броню, а некоторые попали в ниже ватерлинии и нанесли подводные пробоины.

Благодаря искусству лоцмана Роберта Смоллса судно удалось вывести из-под огня, и экипаж всю ночь пытался удержать его на плаву, откачивая поступающую в трюм воду и заделывая пробоину. Но утром 8 апреля поднялось волнение, вода буквально захлёстывала «Кеокук», и он был оставлен экипажем и затонул возле острова Морриса.

Вскоре после этой неудачи адмирал Дю Пон был снят и на его место назначен адмирал Дальгрен — тот самый, создатель крупнокалиберных пушек в форме бутылочки из-под зельтерского. Нельзя сказать, что под его руководством дела пошли сразу намного лучше, но он сосредоточил усилия на разгроме форта Вагнер, стоящем на отдельном острове, прикрывающим подходы к Чарльстону: это был, своего рода, ключ к обороне конфедератской цитадели. Действуя по принципу «упорство и труд всё перетрут», Дальгрен концентрировал против форта Вагнера огонь всех своих броненосных судов, и, в конце концов, добился падения этого укрепления. Благо и «Нью Айронсайд» - единственный броненосец северян «европейского типа» - то есть обшитый броней высокобортный корабль с главной батареей на закрытой и палубе, и мониторы типа «Пассаик» показали хорошую живучесть, выдерживая без особых последствий по несколько десятков попаданий.

Разумеется, жителей этого города, его гарнизон и команды стоящих на его рейде кораблей не могла не волновать картина сжимающейся вокруг броневой удавки северян; отлично сознавая, что небольшим силам флотилии Чарльстона в открытом бою с кораблями северян светит только разгром, люди этого города готовы были пуститься на разного рода отчаянные меры.

В частности, несколько предприимчивых моряков и патриотов южного дела сделали ставку на использование минного оружия. В течение довольно непродолжительной осады Чарльстона здесь было построено несколько оригинальных минных катеров и подводных лодок.

Подводная лодка БушнеляНадо сказать, что идея подводного оружия имеет давние корни на североамериканском континенте. Еще во время Войны за независимость изобретатель Дэвид Бушнель (Bushnell, сейчас нередко его фамилия читается как «Башнелл») сконструировал и построил на реке Коннектикут вместе со своим братом Эзрой подводную лодку, напоминающую по форме поставленное вертикально куриное яйцо. Экипаж этого суденышка состоял из единственного человека, который передвигал свой кораблик под водой, вручную вращая рукоятку, соединенную с архимедовым винтом. На этой скорлупке была предусмотрена балластная цистерна с помпой для откачки и закачки воды, руль, еще один винт, также вращаемый вручную, для перемещения по глубине. Был внедрён даже шноркель! Правда, не было перископа и управление лодкой производилось из миниатюрной рубки, в которой размещалась голова капитана и которая едва выступала над водой. На вооружении лодки состояла часовая мина (бочонок с порохом весом 112 кг, снабженный часовым механизмом и примитивным взрывателем), которую надо было крепить к днищу неприятельского судна при помощи ввинчивания в это днище бурава. После завершения «бурения» командир лодки отцеплял бур, который оставался торчать в днище атакуемого корабля вместе с привязанной к нему миной с часовым механизмом. После крепления мины подлодка отходила и ее единственный член экипажа мог смело отправляться к начальству докладывать о выполнении задания. Называлось это творение человеческого разума «Черепаха» («Turtle»).

И это чудо инновационной мысли не только плавало, но еще и воевало! После не совсем удачных испытаний на реке Коннектикут лодку переправили в Нью-Йорк, который в то время подвергался плотной блокаде британского флота. Пользуясь тем, что у янки еще не было своих крупных кораблей, англичане просто-напросто расставили на якорях свои корабли вне досягаемости огня береговых батарей так, чтобы ни одно судно не могло проскочить мимо них. Одно из блокирующих судов — 64-пушечный линкор «Игл» («Eagle» - «Орёл») стоял прямо у Стейтен-Айленда. Его-то и решено было выбрать в качестве объекта для атаки.

Так как тренировавшийся для нападения и, собственно, проводивший испытания субмарины Эзра Бушнель заболел, проверить в бою невиданное оружие доверили добровольцу из коннектикутских войск сержанту Эзре Ли. Ближе к полуночи 6 сентября 1776 г. малозаметная шлюпка провела «Черепаху» на буксире полпути от батареи Манхэттена до Стейтен-Айленда. Дальше сержанту Ли предстояло действовать в одиночку. Он забрался в люк «Черепахи» и погрузил своё судёнышко в воды нью-йоркской гавани.

Хотя акватория эта славится своими бурными течениями и прочими навигационными каверзами, бравый коннектикутец не только довел субмарину до «Игла», но и начал бурить его днище. Тут-то его и постигла неприятность: оказалось, что подводная часть английского корабля во избежание обрастания водорослями обшита медными листами, и бур просто не мог врезаться в эту преграду. В предрассветном сумраке Эзре Ли пришлось отправиться восвояси, так и не прицепив мину к неприятельскому судну. Он был измучен, ему не хватало воздуха; он поднял свою лодку примерно на треть из воды и, открыв люк, грёб к берегу. В это время его заметили и начали обстрел, по некоторым сведениям, англичане даже организовали погоню. Сержант Ли не растерялся и, запустив часовой механизм, отпустил мину, сам гребя от нее что есть мочи. Вскоре прогремел мощный взрыв; растерявшиеся англичане не только прекратили погоню, но, якобы, даже отошли подальше от города. Эзра Ли благополучно добрался до берега.

О дальнейшей судьбе лодки Бушнеля ходят самые разнообразные слухи. По одним сведениям, сержант Ли повторил атаку, но наученные недавним опытом англичане разместили на марсах своих кораблей наблюдателей, те вовремя заметили движущееся под водой суденышко; по нему открыли огонь и Эзра вынужден был опять вернуться на берег не солоно хлебавши.

По другой версии ему все-таки удалось взорвать мину у борта одного из британских фрегатов, но прочный корпус океанского судна выдержал удар и «только расцвеченные галунами шляпы» сдуло с голов офицеров, наклонившихся посмотреть, что же происходит у борта их корабля.

По третей версии, наиболее вероятной, лодку Бушнеля решили переправить на быстроходной шхуне в какой-нибудь другой порт, там отремонтировать и повторить атаку. Но по пути англичане перехватили шхуну и утопили с ее инновационным грузом.

В период между 1776-м и 1861 годами в разных странах разные изобретатели пытались с разной степенью успеха реализовать проект «потаенного судна», в том числе и в России свои подводные лодки строили Шильдер и немецкий изобретатель Бауэр; но острой нужды в этих корабликах не было, и поэтому все эти рискованные проекты оставались втуне: никто не занимался «доведением их до ума», до варианта, который мог бы быть действительно успешно использован в боевых условиях.

С началом Гражданской войны острая нужда для южан пришла, и интерес к подводному плаванию в Штатах вновь оживился. Уже в 1861 г. некий ученый муж из числа священнослужителей Франклин Смит объявил нечто вроде конкурса на постройку подводного судна из «склёпанного самым прочным способом железа длиной 30 футов и диаметром центральной части в 4 фута», способного минировать неприятельские корабли. А в начале 1862 года два умельца из Нового Орлеана — Джеймс Макклинток и Бакстер Уотсон приступили к постройке суденышка со схожими параметрами. Вскоре к ним присоединился новоорлеанский бизнесмен, адвокат и даже депутат палаты представителей Луизианы некто Хорас Ханли (по-английски фамилия этого человека пишется Hunley, и, в зависимости от настроя переводчиков, озвучивается как «Ханли», «Анли» и «Аунли»), который, судя по всему, был парнем не промах: он же, якобы, и финансировал строительство, он же и возглавлял приемную комиссию. Предназначалось подлодка для борьбы с федеральными кораблями, появившимися на озере Пончатрейн неподалеку от Нового Орлеана. При длине порядка 10 метров и диаметре немногим больше метра, это судно имело экипаж из двух человек и очень напоминало обычный паровой котел, к которому приделали конусообразные носовые и кормовые оконечности. И, судя по всему, таковым паровым котлом и было. Идеологически «Пионер» ничем от проекта Бушнеля не отличалось: та же балластная цистерна с помпой, тот же винт, приводимый в движение вручную, тот же буравчик, которым надо сверлить днище атакуемого судна, та же мина с часовым механизмом. Водоизмещение этого чудо-оружия достигало 4 тонн и, в общем-то, было непонятно, как один человек, вращая ручку с гребным винтом, будет двигать такую махину.

Название этой субмарине дали «Пайонир» («Pioner» - «Пионер»)

К счастью, северяне быстро взяли Новый Орлеан; с приближением федеральных сил «Пионера» уничтожили, а вся изобретательная троица благополучно перебралась в Мобайл, где продолжила свое новаторское творчество, но уже за казенные деньги — видимо, у Горация Ханли был действительно редкостный предпринимательский дар.

В Мобайле Макклинток и Уотсон соорудили «Пайонир-2», который также называют «Американским ныряльщиком» («American Plunger»). Он был несколько крупнее (11*0,9м) и в качестве двигателя на нем хотели использовать электромотор. Но с электромотором ничего не вышло и изобретатели вернулись к идее применения мускульной силы экипажа. Четыре подводника должны были вращать коленчатый вал, соединенный с гребным винтом, а пятый — управлять судном.

Правда, под «человечьими силами» «Пайонир-2» с трудом передвигался, демонстрируя, в лучшем случае, не более 2,5 узлов хода; корабль оказался явно неудачным, дал во время буксировки течь и благополучно затонул, не унеся с собой на дно ни одной человеческой души.

Очевидно, работа над этими двумя судами дала Макклинтоку и Уотсону необходимый опыт, потому что их третья подводная лодка оказалась несравненно удачнее. Она была, во-первых, немного крупнее предыдущих творений этих двух гениев подводного судостроения: длина ее достигала 12 м, что позволило разместить в сигарообразном корпусе аж 7 (по другим сведениям — 8!) гребцов, вращающих коленчатый вал, соединенный с гребным винтом. Еще один член экипажа — командир — управлял лодкой. Водоизмещение ее достигало 7 тонн и при усиленной работе мускулами экипажа она могла развивать под водой ход до 4 узлов!

Во-вторых, часовая мина была заменена шестовой.

В-третьих, на ней появились рули глубины.

В-четвёртых, лодку назвали «Горацио Ханли» - в честь главного финансового и политического благодетеля этой небольшой инженерной команды.

Сначала лодку испытали в Мобайле и даже показали адмиралу Букканану — тому самому, который командовал «Вирджинией» в бою на Хэмптонском рейде: после того, как он излечился от своей раны, его отправили морским начальником в Мобайл. При нем «Гораций Ханли» якобы даже подорвал стоящую на якоре старую баржу.

После этого «Горация Ханли» в обстановке строжайшей секретности, на двух железнодорожных платформах, переправили в Чарльстон. Очевидно, сказалось предпринимательское чутьё мистера Ханли: в то время Чарльстон уже сильно допекали северяне, мониторы конструкции шведского изобретателя Эриксона под командованием адмирала шведского происхождения Дальгрена методично перемалывали орудиями шведского изобретателя Дальгрена обороняющие город форты, и за уничтожение самого крупного корабля северян — броненосца «Нью Айронсайд» даже была объявлена награда из сумасшедших по тем временам денег - $ 100 тысяч! В связи с чем все чарльстонские изобретатели и прочий смышлёный люд строил разного рода минные катера и прочие разновидности чудо-оружия, в различной степени оправдавшие надежды их изобретателей.

Увы, но появление «Горацио Ханли» в гавани Чарльстона явно произошло под злой звездой: корабль с самого начала преследовали неудачи. Сначала лодка просто затонула: шла в позиционном положении и отправилась на дно. По одной версии, открытый люк рубки лодки захлестнуло волной от проходящего мимо парохода. По другой, командир субмарины лейтенант Джон Лайн по ошибке нажал рычаг заполнения балластной цистерны, и лодка ушла под воду с открытым люком. Из всего экипажа спасся только сам Лайн, возле упомянутого люка и находившийся.

Лодку подняли и набрали в ее экипаж новых добровольцев, но через несколько дней она опрокинулась прямо на своей стоянке и опять затонула. Спастись удалось опять лейтенанту Лайну и еще двум матросам.

Лодку опять подняли, привели в порядок. Взять ее под свое командование на этот раз решил лично Хорас Ханли — депутат и адвокат и бизнесмен в придачу. Тут-то и пришел конец его славной карьере: во время очередного погружения лодка ушла на дно на большой глубине и не смогла всплыть. Когда южане все-таки нашли её и подняли, то оказалось, что весь экипаж погиб от удушья.

Однако «шоу должно продолжаться»: лодку вновь подняли, набрали новых добровольцев и стали готовить к боевому выходу. На этот раз крохотный экипаж доверили лейтенанту Диксону.Подводная лодка Ханли в разрезе

17 февраля 1864г. «Горацио Ханли» вышел в свой первый и последний боевой поход. Объектом для атаки почему-то был избран не «Нью Айронсайд», а небольшой (1000- тонный) шлюп «Хаузатоник» - может быть, просто потому, что он стоял ближе всего к выходу из канала, ведущего в Чарльстонскую гавань. Около 21 часа вечера вахтенный начальник «Хаузатоника» Джон Кросби и сигнальщики заметили с правого борта приближающийся странный предмет, напоминающий бревно. Кросби приказал пробить боевую тревогу, обрубить якорный канат и дать машинами задний ход. Капитан Пикеринг успел отдать команду спускать шлюпки и отправил одну из них за помощью на стоящий поблизости шлюп «Канондэйга». Мичман Чарльз Крейвен даже успел выстрелить по этому «бревну» дважды из своего Смит&Вессона и отдал приказ наводить на него пушку. Но почти сразу же раздался взрыв, силой которого нос «Хаузатоника» приподняло, а потом судно, в течение считанных минут, ушло под воду. Правда, экипаж его в количестве 158 человек, удалось спасти — погибло только пятеро, попавших непосредственно в эпицентр взрыва.

Или взрывов: считают, что «Хаузатоник» затонул так быстро из-за того, что либо на нем сдетонировал порох в крюйт-камере (что с дымными порохами, вообще говоря, бывает редко), либо, что скорее всего, морская вода залила топки корабля, поддерживавшего пары в трехминутной готовности к ходу, что и вызвало мощный взрыв, разрушивший подводную часть судна.

Но не вернулся на базу и «Горацио Ханли». Первое время бытовало мнение, что лодку просто-напросто затянуло образовавшимся водоворотом в громадную пробоину в борту «Хаузатоника», но после взятия Чарльстона северяне подняли шлюп и никаких следов подводной лодки в корпусе своего корабля не нашли.

Творение новоорлеанских инженеров обнаружили лишь 130 лет спустя, в 1995г., причем довольно далеко от места гибели «Хаузатоника». Судя по всему, усталый и испытывающий недостаток воздуха экипаж, как то было и с сержантом Эзрой Ли, отплыв подальше от места своего подвига, решил приоткрыть люк, подышать свежим воздухом. Тут-то ее и захлестнуло волной: плавучесть же у судёнышек подобного типа была ничтожная: «Гораций Ханли» камнем пошел ко дну.

Не исключен и такой вариант, что экипаж «Ханли» был просто напросто оглушен близким взрывом и неуправляемую лодку носило течениями и волнами до тех пор, пока она не затонула.

В 2000-м году подводную лодку подняли. Никаких значительных повреждений на ее корпусе не было обнаружено. Останки экипажа были с почетом захоронены возле могил предыдущих составов персонала этого злополучного судёнышка.

А что же другие попытки заработать $ 100 тысяч?

Единственная успешная атака на «Нью Айронсайд» была осуществлена миноносцем «Давид» («David», назван, очевидно, в честь библейского героя, сразившего великана-воина Голиафа). По сути, это был, как стало принято обозначать такие корабли несколько позднее, «полуподводный катер»: над водой выступала только его рубка и дымовая труба. Корпус его напоминал заострённую с обоих концов сигару; габариты составляли 15,24*1,83*1,52 метров. Вооружен он был шестовой миной с разрывным зарядом примерно в 27-32 кг. 5 октября 1863г. «Давид», под командой лейтенанта Глассела (W.T.Glassel) отправился топить «Нью Айронсайд». Маленькому кораблику удалось подобраться к своему «голиафу» почти вплотную: лишь с расстояния около 50 метров дозорный на борту броненосца заметил приближающееся суденышко и окликнул его. В ответ Глассел выстрелил в дозорного из револьвера и повел кораблик в атаку. Мина взорвалась у левого борта «Нью Айронсайда», правда, без особого эффекта: броненосец не только не затонул, но даже и не покинул линию блокадных судов, произведя починку повреждений полученных повреждений на ходу собственными силами (впоследствии, от полученных при взрыве мины травм, один человек на его борту скончался).

«Давид» пострадал гораздо сильнее: поднятый взрывом мины столб воды обрушился на него и затопил (надо полагать, через дымовую трубу) кочегарку. Катер лишился хода; с борта «Нью Айронсайда» по нему начали стрелять из винтовок. В этой ситуации лейтенант Глассел дал команду «Спасайся, кто как может!» и первым сиганул за борт. За ним последовали механик Томб (J.H.Tomb) и матрос ССалливан (J.Sallivan); на борту суденышка остался только рулевой Кэннон (W.Cannon), который не умел плавать. Вскоре из воды на борт «Давида» взобрался механик Томб, который, очевидно, рассудил, что на судне плавать удобнее, чем вплавь. Вдвоем они запустили машину и благополучно довели «Давида» до берега; лейтенант же Глассел и матрос Салливан попали в плен.Минный катер Давид

После этой на половину удачной попытки «Давид» был переправлен из Чарльстона на другие участки морского фронта и по меньшей мере дважды использован для атаки на разные корабли северян. Так, 6 марта 1864 г. на реке Северная Эдиста (North Edisto river) он напал на унионистский пароход «Мемфис»; дважды ударял его своей шестовой миной, но оба раза взрыватель не сработал; в конце концов «Давид» вынужден был отступить под обстрелом.

18 апреля 1864 г. «Давид» пытался атаковать большой фрегат северян «Уобаш», но был замечен и нападение сорвалось.

В Чарльстоне же по образцу «Давида» было построено еще несколько катеров. В Стоуни-Лэндинг были построены катера №1 и №2, которые были на полфута (15см) шире родоначальника типа и чуточку мореходнее. Правда, в бою испытать их так и не довелось. Последний из этой серии (№6) имел длину 30,48 м и ширину 2,44 м; но ввиду предстоящего захвата города войсками северян и этот миноносец, как и его предшественники, был уничтожен.

Были попытки создать и уменьшенный вариант «Давида». Катер «Мидж» («Midge») имел длину всего 9,14 м при диаметре корпуса 3,66 м, но конструкция была неудачна, южане забросили это «произведение искусства» и при захвате города «Мидж» достался унионистам; в течение более 10 лет потом экспонировался в качестве экспоната на военно-морской верфи в Бруклине.

Другим чарльстонским изобретателем минных катеров был армейский инженер Френсис Ли. Пожалуй, его можно назвать даже пионером этого рискованного дела. Еще в начале 1863г. он приспособил катер длиной всего в 6 метров для несения обычной якорной мины на шесте. 13 марта 1863 г. он попытался подорвать в водах Чарльстона блокадный шлюп северян «Поухэтен», но, видимо, в последние момент нервы у лейтенанта не выдержали, и катер отвернул от борта корабля северян.

Тем не менее этот опыт был признан ценным; к тому же лейтенанту Ли покровительствовал один из самых знаменитых южных генералов - Пьер Борегар, который распорядился выделить Ли для его экспериментов одну из недостроенных канонерок типа «Маури». Изначально южане собирались построить аж сотню таких двухвинтовых канонерок водоизмещением 166 т (длина - 32, 3м, ширина — 6,4м, осадка — 1,5м), но сумели соорудить только две; корпуса остальных оставались втуне; вот такую посудину и получил в свое распоряжение лейтенант Ли.

Он приказал срезать корпус канонерки по ватерлинию, накрыть палубой и построить сверху каземат из толстых дубовых досок. Получившееся судно получило название «Торч» («Torch» - “Факел»), было переквалифицировано в «таранные броненосцы», хотя на нем не было ни квадратного дюйма брони, и получило на вооружение аж три шестовых мины с пороховым зарядом в сто фунтов (45 кг) каждая.

20 августа 1863 г. «Торч» отправился в свою первую и последнюю атаку на «Нью Айронсайд». Кроме экипажа на борту этого «тарана» находилось 11 солдат во главе с лейтенантом — отбиваться на тот случай, если судно будут брать на абордаж шлюпки с кораблей северян.

Но эта предосторожность оказалась невостребованной. «Торч» без помех подошел к «Нью Айронсайду», но в последний момент у него вдруг отказала машина. Корабль развернуло течением и понесло вдоль борта броненосца. Вахтенный окликнул его с борта, в пушечные порты на него глазели матросы из экипажа «Нью Айронсайда». Возникла угроза, что судёнышко окажется зажато между бортом своей грандиозной мишени и ее якорной цепью, и будет захвачено. Солдаты, бывшие на борту «Торча», уже подняли винтовки, готовясь стрелять по любопытствующим морякам броненосца. Но, как говорится, «пронесло»: вахтенного успокоили каким-то набором слов, страшную якорную цепь «Торч» миновал благополучно; правда, вслед ему пальнули из пушки, но не попали, машину удалось запустить вновь, и творение лейтенанта Ли целым и невредимым вернулось на свою базу. Больше имя этого армейского инженера в анналах торпедных атак не встречается, а «Торч» освободили от его мин и использовали в дальнейшем как транспортное судно.

Популярность минного оружия на Юге к концу войны стала едва ли не всеохватывающей. Минные катера конструкции еще одного изобретателя — Уильяма Грейвза строились в Ричмонде (4 штуки), два — в Колумбусе, один — в Южной Каролине; в Ричмонде служащий Департамента ВМФ Конфедерации Уильям Чини строил подводную лодку собственной конструкции; есть упоминания о попытке постройки еще одной субмарины в Мобайле. Правда, из всего множества этих замыслов реализовать не удалось практически ни одного. Так, к примеру, катера Грейвза (17,4*1,8*1,4м) были сконструированы под машины, которые должны были поставляться из Англии; но доставить их с берегов туманного Альбиона не удалось; один катер попытались оснастить «движком» собственного изготовления, но дело дальше испытаний не пошло, а вскоре катер, как это уже повелось у конфедератов, пришлось уничтожить под угрозой захвата северянами...

Нельзя сказать, чтобы северяне не испытывали аналогичного интереса к минной войне на море. Они также строили минные катера; причем один из них - «Спайтен Дайвил» имел водоизмещение порядка двухсот тонн и был даже бронирован. Правда, использовался он в самом конце войны, да и то для подрыва разного рода заграждений, которые южане устроили на реке Джеймса.

Наиболее же известный случай применения северянами минного оружия носил, можно сказать, импровизированный характер.

Броненосец южан «Альбемарль» весьма досаждал борцам против рабства на североамериканском континенте на реке Роанок (Северная Каролина). Ситуация усугублялась тем, что у северян здесь не было броненосцев, и «Альбемарль» своими набегами сильно тревожил блокадную эскадру северян, состоящую из вооруженных пароходов и канонерок. Так, 19 апреля «Альбемарль», в рамках общего контрнаступления южан, в ходе вылазки потопил две канонерки северян, чем в не малой степени способствовал тому, что конфедератам удалось захватить обратно город Плимут вблизи устья реки.

5 мая он повторил вылазку, на этот раз в сопровождении вооруженных пароходов (канонерских лодок) «Бомбшелл» и «Коттон Плант». Северяне на этот раз проявили большую готовность, и небольшую флотилию южан встретила огнём целая линия унионистских канонерок: «Матабассет», «Саккасус», «Уайтхед», «Виалюсинг», «Майами», «Коммодор Халл», «Серес». Конфедератам пришлось отступить, а «Бомбшелл» даже был захвачен.

Но угроза со стороны «Альбемарля» не была устранена, и устранить ее стандартными средствами было невозможно: стоянка броненосца была оборудована на мелководье; подобраться к нему глубокосидящим кораблям северян было невозможно, да и нарезные орудия броненосца дали бы ему возможность безответно расстреливать суда унионистов в то время, пока они будут подбираться к нему по неудобному для них фарватеру.

26 мая пять моряков с «Виалюсинга» попытались подорвать «Альбемарль» самодельным взрывным устройством, состоящим из двух мин, скрепленных между собой тросом. По плану, мины должны были быть отпущены у обоих бортов корабля, а от всплытия их удержал бы трос, оказавшийся при этом под килем броненосца. Потом мины должны были быть подорваны при помощи гальванической батареи

Но диверсия сорвалась: смельчаков вовремя заметили; им пришлось ретироваться под ружейным огнем дозорных с «Альбемарля». Все пятеро вернулись на свой корабль.

Эстафету от этих смельчаков принял некий лейтенант Кушинг (William B. Cushing; сейчас эта фамилия нередко читается как «Кашинг»), выпускник военно-морского училища в Нью-Йорке. Он снарядил три баркаса, приспособленных для несения шестовых мин и даже вооруженных легкими пушками. В ночь с 27 на 28 октября он на одном из таких баркасов с экипажем в 14 человек подобрался к стоящему за боновым ограждением «Альбемарлю». Под винтовочным огнем его люди расцепили боны; Кушинг приказал выстрелить из единственной на баркасе пушки и послал своё судёнышко вперед. Взрыв нанес пробоину в носу броненосца, от которой он быстро затонул. Баркас Кушинга также погиб — его захлестнуло поднятой взрывом волной. Часть из бросившихся в воду северян конфедераты перестреляли, часть взяли в плен; спаслись только Кушинг и один из матросов, которые сумели вплавь добраться до противоположного берега. На следующий день они, на небольшой лодке, добрались до своих.

Этот успех весьма содействовал повторному занятию северянами Плимута; найдя стоянку «Альбемарля», они подняли его, починили и ввели в состав собственного флота. Кушинг был награжден, повышен в звании и удостоен почестей Конгресса.

Однако к тому времени был опыт и более традиционного уничтожения броненосных таранов южан.

Примерно также, как «Альбемарль» на Роаноке, на реке Саванне северянам досаждал таранный броненосец южан «Атланта». 10 июня 1863г. Разведка северян донесла, что «Атланта» готовится к очередному набегу, целью которого должен стать блокадный деревянный пароход «Симаррон», контролирующий проходы возле отмели Уассоу. В засаду командование федералов отрядило сразу два монитора -«Уихаукен» и «Нахант» (оба типа «Пассаик» с одной XV'' и одной XI'' пушками в башне).

В свою очередь южане узнали о прибытии мониторов и командир «Атланты» Уильям Уэбб ( William A. Webb) разработал ответный план действий: один из мониторов он рассчитывал потопить шестовой миной, которую установили на носу тарана, а другой — захватить абордажной партией и отбуксировать вверх по реке при помощи двух сопровождающих пароходов — канонерки «Айсондига» и малого тарана «Резолют».

16 июня «Атланта» вышла на укромную исходную позицию для нападения на мониторы. В 4 часа 10 минут утра следующего дня она пошла в атаку — с грозно свисающей с носа миной и начав пальбу из погонных пушек с расстояния в 2 с лишним километров.

Перестрелка Атланты с монитором северянНо почти сразу же после своего первого выстрела «Атланта» села на песчаный бар, а сила приливного течения не позволяла ей сняться с этого препятствия. «Уихаукен», капитан которого прекрасно знал эти воды, начал приближаться; следом за ним двигался «Нахант». Примерно с 200 метров «Уихаукен» дал свой первый залп. 15-дюймовое «высверленное» ядро весом в 400 фунтов проломило 4-дюймовую броню каземата «Атланты» чуть выше среднего орудийного порта и застряло в деревянной подложке; но влетевшие внутрь каземата обломки дерева и осколки раздробленной брони переранили всю прислугу центрального орудия и половину людей у соседнего.

11-дюймовое ядро из следующего залпа попало в корпус тарана и хотя и не пробило двухдюймовую броню, но вызвало течь. 15-дюймовое ядро из третьего залпа опять попало в каземат и, скользнув по крышке открытого порта, перебило осколками прислугу еще одного орудия.

Еще одно 15-дюймовое ядро из следующего залпа попало в верхнюю часть рулевой рубки, разрушило ее и ранило двух рулевых из находившихся в рубке троих.

Не дожидаясь продолжения, капитан Уэбб выбросил белый флаг. Из 145 человек, находившихся на борту его броненосца, один был убит и 16 ранено; из тех семи выстрелов, которые успела произвести «Атланта», ни один не достиг цели; весь бой продолжался всего 15 минут, причем «Нахант» так и не успел сделать ни одного выстрела.

К середине лета 1864 г. в распоряжении южан оставался всего один порт — Мобайл. Он входил в зону ответственности Западной эскадры залива под командой уже прославленного Фаррагута. Для расправы с Мобайлом под его команду наконец-то дали мониторы — два новейших «мореходных» с двумя 15-дюймовыми пушками каждый - «Текумзе» и «Манхэттен» - и два речных по 1300 тонн, с четырьмя 11-дюймовыми пушками каждый - «Виннибаго» и «Чискасоу». Кроме того, в распоряжении Фаррагута находилось 14 деревянных кораблей, включая ветеранов кампании на Миссисипи «Хартфорд», «Бруклин» и так далее.

Костяк обороны Мобайла составляли форт Морган с 38 орудиями, преимущественно — 32-фунтовыми, броненосный таран «Теннесси» и три частично бронированных вооруженных парохода: «Губернатор Гэйнс», «Морган» и «Сельма» (под именем «Флорида» последняя прилично досаждала северянами еще в то время, когда они собирались форсировать бары в нижнем течении Миссисипи). Командовал этой небольшой эскадрой адмирал Букканан — тот самый, который командовал морскими силами южан на Хэмптонском рейде.

5 августа 1864 Фаррагут надумал проделать в очередной раз свой коронный манёвр — прорыв под пушками форта к городу и порту неприятеля. Эскадра шла двумя колоннами: впереди — мониторы, следом — деревянные суда. В 6 часов 47 минут утра лидер ближайшей к форту Морган колонны «Текумзе» открыл огонь. Южане ответили через 18 минут. Обе колонны унионистов неуклонно продвигались вперед, но тут их ждал неприятный сюрприз: проход мимо форта был прегражден двумя рядами мин. Примерно через полчаса после начала боя командир «Текумсе» Крейвен заметил низкий силуэт «Теннесси» и направил свой корабль к броненосцу южан, очевидно, намереваясь связать того боем до того, как он попытается таранить какой-нибудь из деревянных судов северян. Еще через 10 минут «Текумсе» напоролся на мину и затонул так быстро, что Крейвен, уступивший на выходе из рубки дорогу пилоту, сам уже не успел выбраться с тонущего корабля. Через тридцать секунд все было кончено: на воде виднелось лишь несколько голов спасшихся после катастрофы: из 113 человек экипажа монитора погибло 94.

Положение федералов сразу стало угрожающим: шедший следом «Бруклин» застопорил машины; пушки форта ускоряли залпы; вредоносная «Сельма» маячила перед эскадрой и расстреливала из своих дальнобойных пушек корабли северян продольным огнем. В эти-то минуты адмирал Фаррагут и произнес свое классическое: «К черту мины! Полный вперед!» («Damn the torpedoes! Full steam ahead!») и повел свой «Хартфорд» прямо по тому месту, где погиб «Текумзе». Возможно, он рассчитывал на то, что монитор своей гибелью расчистил проход в минном заграждении, или для полнотелого корпуса деревянного шлюпа взрыв мины не столь опасен, как для почти лишенного плавучести монитора... Но ему повезло во второй раз: «Хартфорд» проскочил через минное заграждение беспрепятственно и провел за собой всю эскадру; «Сельма» пустилась наутёк, и Фаррагут приказал своей новейшей канонерке «Метакомет» преследовать ее и уничтожить, что и было выполнено; еще один пароход южан «Губернатор Гейнс» под угрозой захвата выбросился на мель; цель была достигнута.

Произошедшее далее оказалось совершенно неожиданным. «Теннесси», стоявшая до этого благополучно под прикрытием пушек форта, внезапно двинулась вслед за эскадрой Фаррагута и оказалась одна посреди 17 кораблей северян. Непонятно, что двигало Буккананом: то ли он искал славной смерти, то ли собирался повторить свой подвиг первого дня боя на Хэмптонском рейде, протаранив какой-нибудь из кораблей северян и, хотя бы и ценой своего корабля, облегчить оборону Форта Морган?

Как бы то ни было, «Теннесси» сначала оказалась под шквальным огнем десятков тяжелых орудий, а потом корабли северян раз за разом начали ее таранить. Крепкий корпус броненосного тарана держал удары, но штуртросы его были перебиты, судно потеряло управление, и под конец этой схватки корабли северян буквально облепили «Теннесси» со всех сторон и в упор стреляли из тяжелых орудий по амбразурам каземата броненосца.

Два человека на «Теннесси» было убито, еще девять, включая Букканана — ранено; адмиралу не оставалось ничего иного, как приказать сдать судно.

Тактико-технические кораблей Севера и Юга, активно участвовавших в борьбе на восточном побережье

Название

Класс

Годы постройки

Водоизмещение, т

Размеры, длина*ширина*осадка, м

Мощность машин, л.с.

Скорость хода, уз.

Бронирование

Вооружение

Экипаж, чел.

Примечания

Корабли Севера

«Нью Айронсайд» («New Ironsides»)

Батарейный броненосец

Заказан: 15.10.1861, спущен на воду 10.05.1852, введен в строй 21.08.1862

4120 т. (тоннаж 3486т)

70,1*17,5*4,8

1800

8

Пояс по ватерлинии — 114мм (до 76 мм к нижней кромке), батарея — 114 мм с траверзами 63,5мм, рубка — 76 мм, палуба — 25,4мм

14-XI'' D s.b., 2-150 ф. Р. r., 2-50 ф. D. r.

449

XI'' и 150 ф. орудия в батарее, 50 ф. - погонная и ретирадная

«Кеокук» («Keokuk»)

Казематный броненосец

Заказан — март 1862г, спущен на воду — 6.12.1862г., введен в строй — март 1863г.

677

48,6*11*2,6

???

9

Борт и казематы — до 145мм

2-XI''D. s.b.

92

 

«Вандербильт» («Vanderbilt»)

Пароход с бортовыми колёсами

 

Тоннаж — 3360т

100,9*14,5*5,8

 

144

 

2-100ф P.r., 12-IX'' D. s.b., 1-12ф.

Корабль планировалось использовать в качестве тарана против «Вирджинии»

«Уобаш» («Wabash»)

Фрегат

спущен на воду 24.10.1855г., введен в строй 15.08.1856г.

4808 т

91,9*15,6*

???

9

.

2-X'' D., 14-VIII'' D., 24-IX'' D

 

 

«Колорадо» («Colorado»)

Фрегат

Спущен на воду 19.06.1856, введен в строй 13.03.1858г.

Тоннаж 3425 т

80,4*16*

???

9

 

2-X'' D., 28-IX'' D.

646

 

«Адирондак» («Adirondack»)

Шлюп

Заложен в 1861г., спущен на воду 22.02.1862г., введен в строй 30.06.1862г.

1240

63,1*11,6*3,1

???

14

 

2-XI'', 4-32 ф., 2-24 ф., 1-12 ф.

160

 

«Канандэйга» («Canandaiga»)

Шлюп

Спущен на воду 28.03.1862, введен в строй 1.08.1862г.

1395

69,5*11,7*4,6

 

10

 

2-XI'' s.b., 1-8'' s.b., 3-20 ф. r/

Спас 150 чел. с шлюпа «Хаузатоник»

«Лакаванна» («Lacawanna»)

Шлюп

Спущен на воду 9.08.1862, введен в строй — 8.01.1863г.

1533

72,2*11,6*

???

10,5

 

1-150 ф. P.r., 1-50 ф. D.r., 2-XI'' D. s.b., 2-IX'' D. s.b.$2-12ф. r., 2 гаубицы 24ф. 2 гаубицы 12ф.

Протаранил «Теннесси» в ходе боя в бухте Мобайла

Нарагансетт» («Naragansett»)

Шлюп

Спущен на воду 15.02.1859г, введен в строй 6.11.1859г.

1233

57,3*9,2*3,5

???

???

 

1-XI'', 4-32ф.

 

 

«Оссипи» («Ossipee»)

Шлюп

Спущен на воду 16.11.1861 г., введен в строй 6.11 1862г.

1240

63,1*11,6*

???

10

 

1-100ф. r., 1-XI'' D. s.b., 3-30 ф. r., 6- 32ф., 1-12 ф. s.b., 1-12ф. r.

141

 

«Сакраменто» («Sacramento»)

Шлюп

Спущен на воду 28.04.1862г., введен в строй 7.01.1863г.

2100

70*11,6

???

12,5

 

1-150 ф. r., 2-XI'' s.b., 1-30ф. r., 2 гаубицы 24 ф., 2-12 ф. r., 2-12 ф. s.b.

161

 

«Агавам» («Agawam»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

 

Тоннаж — 974 т

62,5*10,7*2,5

???

11

 

2-100 ф. r., 4-IX'' s.b., 2-24 ф. s.b., 1-12 ф. s.b., 1-12 ф. r.

145

 

«Хаузатоник» («Hausatonic»)

Шлюп

Заложен 20.11.1861г., спущен на воду 29.08.1862г.

1240

62*12*2,62

 

9

 

1-100ф. P.r., 3-30 ф. P.r., 1-XI'' D. s.b., 2-32 ф., 2 гаубицы 24ф., 1 гаубица 12ф., 1-12 ф. r.

160

Первый в мире корабль, потопленный подводной лодкой

«Ашуэлот» («Ashooelot»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

Заложен в 1864г., спущен на воду 22 июля 1865г., введен в строй 4.04.1866г.

1370т

77,7*10,7*2,7

 

8

 

4-8'' s.b.; 2-60 ф. r., 2гаубицы 24 ф., 2-20 ф. r.

 

 

«Симмарон» («Cimmaron»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

 

Тоннаж 860 т

62,5*10,7*2,7

 

10

 

1-100 ф. r, 1-IX s.b., 6 гаубиц 24 ф.

 

 

«Метакомет» («Metacomet»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

Спущена на воду 7.03.1863, введена в строй 4.01.1864

1173

62,5*10,7*2,6

 

12,5

 

2-100 ф. r., 2-24 ф., 1-12 ф., 4-9 ф.

 

 

«Конемау» («Conemaugh»)

 

 

Тоннаж — 955 т.

71,1*10,6*2,4

 

11

 

1-100 ф. r., 1-XI s.b., 6-24 ф., 1-12 ф.

125

 

«Ченанго» («Chenango»)

Пароход с бортовыми колёсами

1863г.

Тоннаж — 974т.

62,5*10,7*2

 

11

 

2-100 ф. r., 2-20 ф. r., 2-24 ф., 4-9'' s.b.

171

 

«Иоско» («Iosco»)

Пароход с бортовыми колёсами

 

Тоннаж — 974т.

62,5*10,7*2

 

9

 

2-100 ф. r., 4-IX'' s.b., 2 гаубицы 24 ф., 1 тяжелая 12ф., 1-12ф.

173

Отличился в действиях под Уилмингтоном

«Хаука» («Howkah»)

Пароход с бортовыми колёсами

 

Тоннаж 460 т

36,8*7

 

10

 

2-30ф. r., 1-12 ф. r., 1-12 ф. s.b.

Отличился в действиях против броненосца «Рейли»

«Виалюсинг» («Wyalusing»)

Канонерская лодка с бортовым гребными колёсами

 

1175

62,5*11

 

14

 

2-100 ф.r., 4-IX'' s.b., 4гаубицы 24 ф., 2-9 ф. r., 2 тяжелых 12ф.

164

 

«Себаго» («Sebago»)

Канонерская лодка с бортовым гребными колёсами

Спущена на воду в 1861г., введена в строй — 26.03.1862г.

Тоннаж 832 т

69,5*10,3

 

 

 

1-100ф. r., 1-IX'' s.b., 4 гаубицы 24 ф.

156

 

Корабли Юга

«Англо-Норман» («Anglo-Norman”

Пароход с бортовыми гребными колесами

 

Тоннаж 558 т

53,7*9*2/7

 

 

 

1-32ф.

35

 

«Бомбшелл» («Bombshell»)

Вооруженный пароход

 

 

Длина -27,4, осадка - 1.1м

 

 

 

1-20 ф.r., 3 ufe,bws

 

 

«Сателлит» («Satellit»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

 

Тоннаж — 217т.

36,8*6,9

 

 

 

1-8'', 1-30 ф. r.

40

 

«Сельма» («Selma»)

Канонерская лодка с бортовыми гребными колёсами

 

 

76,8*9,1*1,8

 

9

 

2-IX'' s.b., 1-8'' s.b., 1-6,4'' r.

94

Первоначально называлась «Флорида»

«Губернатор Гейнс» («Governor Milton Gaines»)

Пароход с бортовыми гребными колёсами

 

Тоннаж — 863т

61,6*11,6*1,8

 

10

Частично прикрыт 2'' броней

1-8'' r., 5-32ф.

130

Отличился при защите Мобайла

 

© Copyright 2009 Творческое сообщество!
www.webmoney.ru