ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / Kровью, а не марганцовкой / Классика модернизма

Классика модернизма

Наконец ложка радостно тренькнула в бокале, мягкий валик дивана удобно облапил спину, а на экране замелькали новости прошедшего дня.
Экран окропился кровавыми каплями очередной бандитской разборки с дикторскими пояснениями. Потом, весёлый молочник, приглашая на кружку деревенского молока, беспардонно сменился визгом и хихиканьем в тусклом свете красного фонаря.
Девицы развороченного притона весело рассаживались в полицейскую машину. И снова суровые лица, уже прокуратуры, которым удалось после напряжённого десятилетия, наконец, прищучить группу расхитителей бюджетных миллиардов. И теперь, на законном основании, «ящик» строго требовал депортацию именитых чиновников с океанских побережий.
Одним словом, ничего нового, а потому расслабуха постепенно обволакивала тело, ноги наливались тяжестью, руки уже не в состоянии держать бокал и я потянулся к журнальному столику. Голос сына заставил вздрогнуть:
- Пап! Дело есть!
- Ты как кошка, не слышно тебя. Давай быстрее. Сейчас продолжение «Паук на богомолье».
- Я не за этим, тут…
- Быстро говори и… свободен. Некогда.
- Задание в школе дали. Вот может, посоветуешь? С высоты жизненного…
- Какое? – разговор уже мешал, на экране последний кадр приглашал уважать «олвис», и девица лихо катила по перилам лестничной клетки.
- По литературе надо дописать про Дубровского. Пушкин повесть написал, а в повести всего 19 глав. Вот Эльвира дала задание, написать двадцатую. А лучшая глава пойдёт на районный конкурс молодых талантов.
- Ты это серьёзно? – я посмотрела на сына. – На школьной скамейке Пушкиных штампуют? А Толстого не пробовали?
- Так поможешь, или нет? – пропустил мимо ушей мой сарказм сынуля.
- Да вы с ума съехали? Даже, если это не Пушкин! Как можно закончить текст за другого человека? Выходит, что завершить ремонт унитаза вместо пьяного сантехника, или дописать литературную главу классика, одно и то же? В ЕГЭ вашу мать!
- Причём здесь экзамен? Так как? – сын сдвинул брови и зло стрельнул глазами.
- Надо вспомнить текст. Потом уж что то решать.
- С этого и начинай! Классик! А мы - то кто? – сын миролюбиво одобрил моё решение и так же тихо исчез.
Пришлось подойти к библиотечному шкафу в поисках нужного произведения. Сказать, что я не помнил школьную программу, не верно. Но как то в сутолоке будней фамилии потускнели. Литературные герои школьной поры уже не представляли угрозу личному благополучию и мирно пылились в недрах головного мозга. Чертыхнувшись, пришлось открыть текст пушкинского сборника. Чем больше я его читал, тем отчётливее понимал, герой Александра Сергеевича реален и в нынешней жизни. Как тогда, так и сейчас наличие капитала, связей, и есть тот механизм, который позволяет решать любые вопросы в свою пользу.
- Странно! А в школе
как-то не задумывались над этим.
С этим выводом я толкнул дверь в комнату сына
- Скоро пятый десяток разменяю, а, поди, же ты! - пробормотал под нос и громко спросил:
- Чем не нравится окончание твоей литераторше? Уехал Дубровский, куда, не понятно. Автор оставил читателю выбор. Решать самому, что случилось с Владимиром в дальнейшем.
- Вот Эльвира Анатольевна и сказала, чтобы каждый самостоятельно придумал двадцатую главу.
- Зачем?
- Не знаю, надо и всё! Будем на уроке спорить, отстаивать своё видение мира через литературу прошлого.
- Ладно, ты читал текст? О чём он и про кого?
- Пап! Давай ближе к теме. Ты напиши, и всё. Только не через инет. Училка сказала, что выборочно проверит тексты на уникальность.
- Так не пойдёт. – Во мне проснулась отцовское начало. Тем более, жена придёт ещё не скоро, а значит, ужин откладывается. А так, за разговором, время пролетит незаметно. – Давай сообща решим проблему. Ты, например, оправдываешь Дубровского? Его месть Троекурову, пожары, грабежи. Смерть неповинных кучеров, слуг. Так?
- А чё делать, если он по миру пустил отца? Вот тебя разорит дядя Петя. Мне ему кланяться? Может, я так же буду мстить после твоей смерти.
- Спасибо, ты настоящий сын, –
пришлось вложить в интонацию гордость за слова ребенка. – И чего добился твой мститель? Давай по порядку:
- Капиталы не вернул. Любимую девушку потерял. Какой смысл?
- Месть! – сын произнёс слово четко и как отрезал.
- Зло порождает зло! А результат нулевой. – Мысль так понравилась, что очень зауважал себя и в голове родился план:
- Хорошо! Пойду к соседке. Она мне с учительской точки нарисует продолжение. А мы уж косметику нарисуем сами. Не бойся, не боги перьями скрипели!
- Ага! Только не затягивай! – голос толкнулся в спину, когда выскочил на лестничную клетку.
Мария Ивановна, мой учитель литературы жила этажом выше и давно на пенсии. Дама была строгой, как казалось в школьные годы, не общительной. Но сейчас она превратилась в миловидную старушку, которая часами могла сидеть на лавочке и каждому встречному рассказывать о своём сыне. Любила Мария Ивановна поговорить об одиночестве в длинные, долгие, вечера. О внуках, которые были далеко, а сын если и приезжал, то на пару дней.
Кнопка звонка не работала, и пришлось постучать ногой в дверь. После определённых реверансов, я очутился на диване, рядом с бывшей учительницей и тяжело вздохнул:
- Мария Ивановна, у меня просьба к вам. Помогите в общих чертах написать дополнительную главу повести Пушкина «Дубровский».
Она молча выслушала цель моего прихода, как то странно поглядела на меня, но ничего не сказала. Потом встала, подошла к окну и вдруг спросила:
- Володя, ты смотрел фильм «Ворошиловский стрелок» с Ульяновым в главной роли?
- А чё? – в обществе учителя куда - то улетучился опыт прожитых лет, я вдруг почувствовал себя перед школьной доской с невыученным материалом.
- Наверно, смотрел. Только какая связь фильма с повестью? – Говорю, а сам лихорадочно стараюсь вспомнить, о чем речь в фильме.
- Ну как же! Надругались над внучкой, а дедушка, прежде чем взяться за оружие, искал закон. Из кабинета в кабинет искал его. Так не солоно – хлебавши и вернулся в квартиру. И потом решил наказать преступников. Сам!
- Да – да, вспомнил! – наконец согласно кивнул головой. - Видел. – Вздохнул облегчённо. Школьная доска исчезла, передо мной сидела старушка с добрыми глазами.
- Ловко он ружьём владел! – воспоминания посыпались из меня фонтаном. Уже не замечал осуждающего взгляда старушки.
- И участковый молодец. И ружьё не отдал. Наверное, после выгодно определил, – меня понесло.
- Да разве в этом смысл фильма! Ты сравни трагедию ту, которую описывает Пушкин. И то, что случилось в фильме. Разве нельзя поставить знак равенства?
- Ну – у, равенство! Это когда было? И с кем? Помещики поругались. А тут …
- Не понял ты фильм, потому и не ставишь знак равенства. А он есть. Как сейчас, так и тогда, закон мог переступить тот, у кого есть деньги.
- Да это всегда было, ничего нового! – тут уж я позволил не согласиться с учителем. – У кого власть, тому закон не писан. Мария Ивановна, всё это лирика. О чем написать в последней главе? Нет у меня идей. О ворошиловском стрелке, как правнуке Дубровского? – Вдруг меня осенила мысль. – Связать прошлое с настоящим.
- Я уж и не знаю, что посоветовать. Нынче методика другая, да и странно всё это, написать главу? Автор поставил точку, почему ученик должен нарушать волю писателя. И что то переделывать? Не знаю, что посоветовать.
- Мария Ивановна, вы педагог опытный, подскажите, как поступили бы вы?
- Наверное, я просто сделала параллель нынешнего с прошлым. Если уж литературную классику, словно косичку, вплетать в современность, то не дополнительной главой. – Она помолчала, потом продолжила:
- Ты сказал мысль, что зло порождает зло. Вот и попробуй раскрыть эту тему. Бороться со злом, применяя методы насилия, не есть выход. Соедини повесть с фильмом как примеры, потом сделай вывод. Без всяких продолжений повести.
- Ну, хорошо, не метод. А как тогда бороться? Ведь, наверное, учительница хочет найти ответ именно на этот вопрос.
- Честно говорю, не знаю. Попробуй с сыном развить борьбу со злом другими методами, не насилием.
С тем и вышел из квартиры. Мирон тихо посапывал под звуки телевизора.
Давно не пользовался школьными познаниями, за ненадобностью. А тут, помогая сыну, пришлось вспомнить не только произведения Пушкина. До полуночи составлял текст последней главы, в котором старался убедить читателя в несправедливости прошлых лет. Особенно понравился финальный абзац, где всё свалил на молодость нашей демократии. Именно она, в конце концов, приведёт общество к гармонии взаимоотношений, и самосуды уйдут в прошлое.
Прошло несколько дней. В суете рабочего тарарамчика уже и забыл о задании сына. В очередной вечер как всегда обнялся с пультом управления каналов.
- Пап! Ты чё придумал? – укоризненно спросил сынок, просовывая голову в дверь.
- Извини, из головы вылетело! Как восприняли главу нашего Пушкина?
- Ты хоть помнишь, о чём написал? – сын, наконец, скользнул в проём и упал на диван. – Кому нужны твои философии? Сын Эльвиры – электронную игру хочет создать. Потому и мамаша дала задание, продолжение повести современным слогом. Чтобы текст можно было переложить на экран. Надоели всякие «Сталкеры»! «Гоблины»!
- Почему раньше не сказал? Я бы отказался. А тут ломал голову над соблюдением воспитательного начала, и что получается? – обидно стало.
- Да всё нормально! Мне поставили «хор», и ладно.
- А кто же в победителях и почему?
- Петя – очкарик! Он ничего не придумывал нового. Просто нарисовал в развернутом виде нападение на карету, имение. Я прочитал, и мне понравилось.
- Лужи крови и мёртвые с косами? – кажется, понял, о чем рассказывал сын, развалившись в кресле.
- А учитель как отнеслась к твоему произведению?
- Говорю, четвёрку поставила.
На том и закончилось моё соприкосновение с классической литературой в зрелом возрасте. Единственно, что удалось почерпнуть из этой истории, в повести действительно девятнадцать глав. Каюсь, не знал об этом.

Олег Круг





 

© Copyright 2009 Творческое сообщество!