ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / История кораблей / Авианосец для Сталина

Авианосец для Сталина

Считается, что Сталин был ярым противником идеи пополнения отечественного флота авианосцами. Настолько ярым, что даже произносить в его присутствии наименование этого класса кораблей якобы было небезопасно: можно было запросто загреметь в лагеря. За это обстоятельство ему (разумеется, после его смерти!) неоднократно пеняли отечественные исследователи и историки. Мол, хотел Иосиф Виссарионович создать мощный флот, запроектировал на сороковые годы постройку аж 15 (!) сверхдредноутов (именно такое количество линейных кораблей разрешалось Вашингтонскими соглашениями иметь крупнейшим морским державам того времени – США и Великобритании), а авианосцев не предусмотрел! То-то бы американцы топили наши беззащитные линкоры с воздуха как пингвинов в луже!

Хотя, с другой стороны, позицию советского руководства вполне можно понять. Если учесть, что основными вероятными театрами морских действий для СССР в тот период оставались закрытые Балтийское и Черное моря, то сдержанное отношение к постройке авианосцев – этих больших, весьма дорогостоящих и очень уязвимых кораблей – становится вполне понятным. Предполагалось, что в водах, окружающих СССР, в ближайшее время их функции вполне может взять на себя авиация берегового базирования.

Причем аналогичной точки зрения придерживались не только в СССР. К примеру, итальянский диктатор Муссолини, мечтая о превращении Средиземного моря в «ностре маре», создал довольно сильный флот, но о строительстве авианосцев также не помышлял: полагался на береговую авиацию. Нужен был колоссальный опыт II мировой войны для того, чтобы морские теоретики  осознали тот факт, что оперативность действия авиации с борта авианосца многократно превосходит таковую у самолетов берегового базирования и «один самолет на палубе стоит пяти на берегу».

Однако во второй половине тридцатых годов сама идея авианосца в составе советского флота представлялась все еще ирреальной. Каково же должно было бы быть удивление постперестроечных оппонентов, да и апологетов Сталина, если бы они открыли справочник Джейна по военно-морским флотам мира за 1938 г.  и увидели бы там в списке судов отечественного флота корабль именно этого класса, да еще под красноречивым названием «Сталин»! Мало того, еще два авианосца числились в постройке!

Любители истории флота сразу же скажут: «Невероятно! Откуда? В тридцатые годы строительство современного советского флота только-только начиналось, первые советские крейсера типа «Киров» еще находились в постройке, каждое крупное судно было на счету! Откуда же взяться целому авианосцу?»

Что ж, попробуем разобраться в ситуации.

Во-первых, несколько слов об источнике. Фредерик Джейн – известный английский морской историк, с 1897 года – издатель энциклопедического справочника по боевым кораблям мира – «Jane’s Fighting Ships», в котором тщательнейшим образом учитывалось и описывалось все, что только плавало по волнам и имело мало-мальскую боевую ценность. Разумеется, Сталин и Со строили свой флот в обстановке глубочайшей секретности, но, тем не менее, справочник Джейна довольно точно отображает этот процесс: вместе с загадочным авианосцем он указывает в числе строящихся и три суперлинкора типа «Советский Союз», причем достаточно верно отражает их характеристики (скорость порядка 30 узлов, главное вооружение из девяти 406 мм орудий и двенадцати 152 мм), и крейсера типа «Киров» (при этом указывает не их реальные, а проектные характеристики), и многочисленные эсминцы и подводные лодки.

То есть к справочнику Джейна стоит отнестись серьезно.

Не было у руководителей СССР и особого предубеждения против авианосцев. Да, действительно, в соответствии с программой, утвержденной постановлением №154 от 26 июня 1936 г., строительство авианосцев для советского флота не предполагалось, однако в результате последовавшего вскоре доклада наркома обороны Ворошилова Сталину и Молотову, лимит был увеличен аж на 630 тыс. тонн (колоссальная цифра! По Вашингтонскому договору 1922 года суммарный тоннаж всех линкоров США ограничивался 525 тыс. тонн!), и в этом новом лимите нашлось место и для двух авианосцев (со сроками закладки в 1941 и 1942гг.) и для сверхтяжелых крейсеров типа «Кронштадт», и много еще для чего! СССР действительно шел на создание океанского флота!

Но вернемся к загадочному «Сталину». Как этот корабль мог появиться в строю советского флота?

Возможно, подсказку даст сам же справочник Джейна. Дело в том, что приведенные в нем характеристики «Сталина» (водоизмещение 9000 т, скорость 30 узлов) очень напоминают характеристики введенного незадолго до этого в строй крейсера «Красный Кавказ». Происхождение же «Красного Кавказа» хорошо известно.

Незадолго до начала I мировой войны на российских верфях было заложено 8 легких крейсеров типа «Светлана». Ни один из них до 1917 года не был достроен, но в конце двадцатых годов, когда были преодолены последствия революционной разрухи, три из них были-таки ведены в строй (прославленные «Червона Украина», «Красный Крым» и уже упоминавшийся «Красный Кавказ»), еще два были достроены в качестве нефтеналивных судов. А что же оставшиеся три?

Можно предположить, что один из недостроенных крейсеров типа «Светлана» и был достроен как авианосец. В принципе, ничего сверхъестественного в этом нет. Крейсерский корпус вполне мог вместить ангар на 22 самолета (именно столько указано в справочники Джейна), взлет мог осуществляться с навесной палубы, надстроенной над верхней палубой крейсера, где вполне могла быть сохранена часть орудий. Именно так, кстати говоря, англичане – зачинатели авианосного судостроения – создали один из своих первых авианосцев – «Виндиктив» - тот самый, который принимал участие в поддержке войск Юденича в 1919 г. и сел на мель на Балтике.

Конечно, во второй половине тридцатых годов «Сталин» смотрелся несколько архаично, но выбирать не приходилось: использовать почти готовый корпус старого крейсера с мощной турбинной установкой на порядок дешевле, чем строить корабль заново!

Почему же этот корабль не обрел широкой известности, как его современники – прославленные крейсера «Киров», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», лидеры типа «Ленинград»?

Ответ, видимо, прост: для авианосца были нужны специальные самолеты: с коротким пробегом при взлете и посадке, со специальным посадочным крюком-гаком, введение которого требовало значительного повышения прочности и, соответственно, веса конструкции самолета. Таких самолетов в СССР не делали. И делать не собирались: давно замечено: чем тоталитарнее режим, тем более разобщены его ведомства – авиационные наркоматы традиционно конкурировали с военно-морскими за бюджетный «паек» и помогать им не собирались.

Кроме того, нужно специальное обучение пилотов, обширная программа тренировок, возможно, перестройка авианосца по итогам испытаний (напомним, что у англичан, к примеру, «Виндиктив» в качестве авианосца так и не состоялся и в двадцатые годы его переделали обратно в крейсер. А свой первый авианосец «Фьюриес» британцы так вообще перестраивали чуть ли не каждый год).

Понятно, что в условиях культа личности и непрерывно раскручивающегося маховика репрессий умные люди предпочитали держаться от такой неблагодарной и опасной работы подальше и распускали слухи о том, что товарищ Сталин лично – ярый противник авианосцев: в таком случае  никому и в голову не придет разбираться, почему корпус перестроенного крейсера ржавеет у причала?

Тем не менее, все-таки, авианосец – пусть даже без самолетов, недостроенный, не принятый флотом – не иголка, совершенно затеряться он не может! Какие-то следы должны остаться.

Что ж, вполне возможно, они есть. Точнее, их можно отыскать. К примеру, в конце тридцатых адмиралы и конструкторы вновь заговорили о достройке одного из еще окончательно не проржавевших недостроев типа «Светлана» - напомним, что к тому времени с момента их закладки прошла добрая четверть века. Но на этот раз – в учебный крейсер. На старый корпус предполагалось поставить 4 башни с восемью 130 мм орудиями, спаренные 76 мм и счетверенные 37 мм зенитки, современные торпедные аппараты – короче говоря, всю ту амуницию, которой собирались оснащать корабли «большого сталинского флота», запланированного постройкой на сороковые годы.

Работы не только начались, но, якобы, будущему учебному крейсеру даже успели присвоить имя – «Аврора»: он должен был заменить в строю того самого ветерана Цусимы, который в 1917-м бабахнул из шестидюймовки холостым по Зимнему. Тот же корабль, который сейчас красуется у набережной Невы, в таком случае, отправился бы на слом.

Но, видно, судьба у этого корабля оказалась такая: быть вечным долгостроем-недостроем. На постройку новой «Авроры» не хватало то средств, то времени. Потом грянула война и древний и многократно перекроенный корпус, судя по всему, разобрали в послеблокадные годы на металл.

Очевидно, в «предыдущей жизни» это и был корпус недостроенного авианосца «Сталин».   

 

Таблица.

Тактико-технические характеристики некоторых авианосцев, перестроенных из крейсеров

 

«Сталин», СССР

«Виндиктив», Великобритания

«Индепенденс», * США

«Зейдлиц» Германия, проект не реализован

Год вступления в строй

1937

1918

1942

План – 1940-1941

Водоизмещение  стандартное, т

9000

9750

11000

17139

Водоизмещение полное

Неизвестно

12200

15000

Неизвестно

Скорость хода, уз.

30

30

32

32

Количество самолетов на борту, штук

22

6

45

23

Артиллерийское вооружение количество орудий – калибр)

Неизвестно. Скорее всего, несколько 100 мм универсальных орудий, зенитные полуавтоматы 45мм и пулеметы ДШК 12,7мм

4-190мм, 4-76мм, 4 зенитки – 76мм

4-127мм, 26-40мм, 40 – 20мм – все занитные

10-105мм, 10-37мм, 24-20мм

Бронирование

На крейсерах типа «Светлана»: борт – 76-38мм, палуба – 20мм

Борт – 76-38мм, палуба – 40 мм

Борт – 127-38мм, траверсы – 127мм, палубы – 76+51мм

Борт – 80мм, палуба – 30мм.

* После тяжелых потерь, понесенных американским флотом в войне с Японией в 1941-1942 гг., и выявления кардинальной роли авианосцев в борьбе на море, военное руководство США приняло решение о переоборудовании 9 легких крейсеров типа «Кливленд» (из серии в 19 единиц) в авианосцы (по названию головного корабля вся авианесущая серия получила наименование «тип «Индепенденс»). Это оказался один из наиболее удачных проектов по перестройке крейсеров в авианосцы; суда этого типа начали поступать в состав флота с конца 1942 года и именно они вынесли основную нагрузку в самые критические месяцы борьбы на Тихом океане. Причем из 9 кораблей этого типа погиб только один – «Принсетон», потопленный японцами в сражении при Лейте.

Желающим более подробно ознакомиться с темой проектирования авианосцев в СССР в 20-40-е годы прошлого века стоит кликнуть на строчку ниже. 

Уважаемые читатели!

В связи с тем, что в настоящее время перевод средств посредством отправки sms на короткие номера блокируется по независимым от редакции причинам, просим все транзакции производить посредством системы web money.



© Copyright 2009 Творческое сообщество!
www.webmoney.ru