КОНТАКТЫ
Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол. Email: ne-v-stol@yandex.ru
WMID: 251434569561
УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ
Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.
Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.
|
Главная
/ Ветер дальних странствий / Нестандартная литература / 16 августа 1934 г. родился неподражаемый французский актер Пьер Ришар / 24 июля 1860 г. родился Альфонс Муха — чешский живописец, один из наиболее известных представителей жанра Ар Нуво
24 июля 1860 г. родился Альфонс Муха — чешский живописец, один из наиболее известных представителей жанра Ар Нуво
Альфонс Муха родился в небольшом селении в южной Моравии, неподалеку от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. С детства увлекался пением, живописью, но попытка поступить в пражскую Академию художеств не удалась, и некоторое время Альфонс служил театральным актером, потом - декоратором. В 1879 г. приглашен в Вену в мастерскую Каутского, Бриоши и Бургхардта, участвовал в оформлении спектаклей в знаменитом Рингтеатре, но после катастрофического пожара 1881 г., в огне которого погибло полтысячи человек и сгорела мастерская, в которой он работал, вернулся в Чехию и занялся оформлением частных построек. Один из клиентов был настолько восхищен его творчеством, что оплатил учебу Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Альфонс Муха преуспел и возглавил Ассоциацию славянских художников.
В 1887 г. переехал в Париж и поступил в академию Жюлиана, а затем — в академию Коларосси, которая была ведущим художественным училищем того времени. Однако в том же 1887 г. его спонсор внезапно скончался (покончил с собой), и Альфонс остался без средств к существованию. Ему пришлось зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, оформлением ресторанных меню и визитных карточек. Но он продолжал вращаться в богемных кругах, одно время снимал одну квартиру с Полем Гогеном, был знаком с Августом Стриндбергом. От них Муха узнал о символизме и синтетическом искусстве.
Огромную роль в его жизни сыграло знакомство с Сарой Бернар. 26 декабря 1893 г. он, подменяя заболевшего приятеля, занимался оформлением декораций в театре Лемерсье, когда директору позвонила Сара и попросила срочно оформить афишу к новому спектаклю «Жисмонда». Все штатные художники были на рождественских каникулах, выбор, волей-неволей, пал на Муху. И тот расстарался: нарисованная им афиша произвела настоящий фурор, поражал ее стиль: художник изобразил приму на высоком (2 метра) и узком (0,7 метра) полотне, с распущенными волосами, с венком на голове и с пальмовой ветвью в руке, удивительно точно передав выражение томности в ее взгляде. Позднее коллекционеры едва не дрались из-за каждого экземпляра этого плаката, срезали афиши с заборов.
Как говорится, на следующее утро Альфонс Муха проснулся знаменитым. Мало того: сама великая Сара заключила с ним 6-летний контракт, сделав его своим личным декоратором. Впоследствии Альфонс изобразил Бернар на афишах к спектаклям «Дама с камелиями», «Медея», Самаритянка», «Лоренчацо», которые вызвали не менее эмоций, чем плакат к спектаклю «Жисмонда».
Как только о контракте Мухи с Сарой Бернар стало известно в художественных кругах, на него посыпались заказы; у художника из далекой Чехии появились деньги; он снял большую мастерскую; Сара ввела в его общество, и Альфонс появлялся на светских раутах в расшитой в славянском стиле косоворотке, подпоясанный кушаком. Мало того, по Парижу поползли слухи об интимных отношениях молодого (34 художника) и стареющей (50 лет) актрисы, но ничего, что подтверждало бы эти измышления, в реальности не было. Мало того, Муха восхищался Сарой Бернар как актрисой, но отмечал, что она хороша, но на сцене, при соответствующем освещении и в макияже.
В 1897 г. Альфонс Муха провел свою первую персональную выставку. Тогда же появилось выражение «женщины Мухи». Имелись в виду созданные им образы грациозных, чувственных, томных, но в то же время пышущих здоровьем дам. Образами этих красавиц Муха символизировал что угодно: времена года и часы суток, драгоценные камни и виды искусств, а ушлый коммерческий народ использовал эти образы как угодно — на обложках календарей, на игральных картах, открытках, рекламных листовках, на обертках печенья и даже мыла.
Заказы на иллюстрации сыпались на чешского художника со всей Европы; в 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста» и занялся развитием и пропагандой нового стиля — «Ар Нуво» - демократического, предназначенного для среднего класса и, более того, самых широких масс населения, для недорогого оформления квартир, мелких офисов и т. п.
В 1906 г. Муха принял предложение Американского общества иллюстраторов и переехал в США, где продолжал развивать идеи Ар Нуво. Которые оказались настолько созвучными царившим тогда в Штатах настроениям, что Альфонс Муха даже получил титул величайшего художника современности. Но в 1910 г. чешский гений неожиданно покидает США и уезжает на родину.
Почему? Им овладевает идея создать цикл монументальных картин по истории славянства, он отходит от стиля Ар Нуво и рисует грандиозные эпические полотна, названия которых говорят сами за себя: «Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдской битвы», «Симеон, царь Болгарии», «Отмена крепостного права на Руси» - Альфонс Муха претендовал на роль общеславянского выразителя художественной мысли. Его известность как пропагандиста идей славянства была настолько сильна, что после 1939 г., со времени оккупации Чехии нацистской Германией, он подвергается арестам, его допрашивают в гестапо, он объявлен врагом Рейха.
Этих испытаний престарелый художник не выдержал: 14 июля 1939 г. Альфонс Муха скончался.
Похоронен на Вышеградском кладбище. Полотна его «Славянской эпопеи» экспонируются в Выставочном дворце в Праге. В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.
|