75 лет со дня рождения талантливейшей актрисы Любови Полищук
Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 г. в Омске. Ее отец работал строителем на железной дороге, мать – швеей. С детства Люба мечтала о сцене, но хотела стать балериной, а не актрисой. С раннего возраста занималась танцами и музыкой, а после окончания школы отправилась в Москву поступать в ВУЗ художественной направленности. Но в ГИТИС и училище им. Щукина ее не приняли, хотя и удалось стать студенткой вокального отделения Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. После окончания этого учебного заведения Любовь, вместе с мужем Валерием Макаровым, вернулась в Омск. Сначала выступала в качестве артистки разговорного жанра, а позже стала работать в театре.
С 1974 г. Любовь Полищук начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Одна из них — в фильме М. Захарова «Двенадцать стульев» — стала роковой. По сценарию она играла роль девушки, танцующей танго с Остапом Бендером. В завершении танца герой совсем в стиле латиноамериканских страстей кидает партнершу на пол.
Пол в помещении был цементный, сцена была снята с 14 дубля. В результате Полищук получила серьезную травму позвоночника. С тех пор она жила и снималась в бесчисленных фильмах — комедийных, жизнерадостных, романтических — с постоянной и мучительной болью в спине.
Есть мнение, что именно эта травма стала причиной злокачественной опухоли позвоночника, приведшей к смерти актрисы в 2006 г. Однако, имеются сведения, что Любовь Полищук получила серьезные повреждения позвоночника еще раз – в 2000 году, в автомобильной аварии.
После «Двенадцати стульев» Любовь Полищук снялась еще более чем восьми десятках фильмов. Но долгое время ей редко давали заметные роли.
Что было тому причиной?
По одной версии приговор вынес один из чиновников от кинематографии, выразившийся в том плане, что у актрисы «несоветское лицо». Действительно, на закате соцреализма считалось, что у героини советских фильмов непременно должна быть слегка унылая и поучительная физиономия.
По другой версии, в одном из фильмов Аларкона (чилийского режиссера, после прихода к власти Пиночета уехавшего в Советский Союз и снимавшего фильмы о загнивающем Западе и жестокостях хунты) актриса, в сцене переодевания в автомобиле, мелькнула в кадре чуть более обнажённой, чем полагалось по нормам соцреализма, став первой советской актрисой, допустившей подобную вольность. И ей этого не могли простить вплоть до шквальных перестроечных порывов в советском кинематографе.
По третьей версии, причина немилости вполне тривиальна: актриса ответила отказом на домогательства одного из советских бонз, и отстранение ее от крупных ролей – месть номенклатурного деятеля.
Как бы то ни было, но месть не удалась: даже самые незначительные роли Любовь Полищук превращала в яркие и запоминающиеся, став еще в 70-е годы одной из любимиц советского зрителя.
Официальная фильмография актрисы насчитывает 89 фильмов, среди которых «Вавилон ХХ», «Тайна черных дроздов», «Если можешь, прости», «Интердевочка», «Бабник», «Моя морячка» и др. Кроме кино, Любовь Полищук интенсивно работала на театральной сцене: с 1979 г. — в Московском театре эстрадных миниатюр, в 1990-1997 г. — в «Школе современной пьесы». В 1984 г. удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, в 1994 г. – Народной артистки Российской Федерации.
Ее последним фильмом стал «Испанский вояж Степаныча», съемки которого закончились в год смерти актрисы. После завершения работы над этой лентой Любовь Полищук продолжала сниматься для сериала «Моя прекрасная няня», в котором она сыграла одну из главных ролей. Работала в корсете, поддерживающем позвоночник, превозмогая сильную боль. На съемки завершающей сцены сезона отпросилась из больницы. Умерла 28 ноября 2006 г., оставшись в памяти зрителей одной из самых красивых и экстравагантных женщин советского кинематографа, способных сводить мужчин с ума одним только взглядом.
|