Главная
/ Уголок зоила / 12 мая 1907 г. родилась Кэтрин Хепберн — самая титулованная актриса в истории кинематографа
12 мая 1907 г. родилась Кэтрин Хепберн — самая титулованная актриса в истории кинематографа
Кэтрин Хотон Хепберн родилась в семье успешного врача и одной из активных участниц движения суфражисток – Кэтрин Марты Хепберн, борца за избирательные права женщин и председательницы Национального комитета по контролю над рождаемостью, приложившей много сил для отмены ограничений по применению контрацепции. Будущая актриса ребенком принимала участие в нескольких демонстрациях за права женщин вместе со своей матерью.
Ещё будучи подростком, Кэтрин играла в любительских постановках, а во время обучения в колледже решила стать профессиональной актрисой. На следующий же день после получения диплома Хепберн отправилась в Балтимор, где ей удалось устроиться на работу в один из театров. Она неплохо сыграла несколько эпизодических ролей, а после завершения своего первого театрального сезона переехала в Нью-Йорк, где поступила на курсы актерского мастерства. Результаты обучения не замедлили сказаться: вскоре Кэтрин была принята в один из бродвейских театров дублершей главной героини в спектакле «Большое озеро», а вскоре получила и главную роль.
Правда, театральная карьера Хепберн в те годы не задалась: то она спотыкалась на сцене, то говорила настолько быстро, что зрители не могли ее понять. Первый успех пришел к ней в роли царицы амазонок в спектакле «Муж воительницы». Эта же роль стала для нее и пропуском в Голливуд.
Ее кинодебют состоялся в 1932 г., в комедии «Билль о разводе». Природная красота актрисы, ее умение перевоплощаться сразу же покорили сердца публики. Последующие три года ознаменовались шквалом ее успехов: Кэтрин снимается в бесчисленных романтических комедиях и мелодрамах, производство которых в Голливуде было поставлено на конвейер; быстро становится самой высокооплачиваемой звездой «фабрики грез». За фильм «Ранняя слава» актриса получила свой первый «Оскар», а её роль в «Маленьких женщинах» была отмечена наградой Венецианского кинофестиваля.
Но сколь быстрым было ее восхождение на кинематографический Олимп, столь же стремительным оказалось и ее падение. Уже в 1934 г. несколько картин с ее участием не окупились. Продюсеры и режиссеры стали ее избегать. Она пыталась получить роль Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром» — самом масштабном кинопроекте того времени, но Дэвид Селзник отказал ей, выразившись в том смысле, что не в состоянии представить себе, чтобы Рэтт Батлер обхаживал такую женщину на протяжении целых12 лет.
Возможно, в этих словах продюсера и кроется отгадка причины кинематографических неудач тех лет в карьере Кэтрин Хеберн. Сказалось суфражистское воспитание со стороны ее матери: в то время популярностью в качестве актрис пользовались миловидные, чуточку жеманные «кошечки»; в игре же Кэтрин, при всем ее искусстве перевоплощения, просматривался и ее волевой характер, тяга к независимости, самостоятельности, обладанию собственным мнением, отказ воспринимать мужчину в качестве секс-идола.
Не пользовалась она и любовью со стороны коллег: руководящих персон шокировала привычкой ходить в брюках, что в то время было вызовом общественному мнению; удручала наличием собственной точки зрения на слишком многие вопросы и отказом играть роль звезды вне экрана; лепетать всякие благоглупости во время интервью, в которых она чаще всего отказывала. Пока фильмы с ее участием приносили ошеломляющие сборы, это сходило Кэтрин с рук; но как только началась полоса неудач, ее имя было без особых реверансов занесено в негласный список актеров, которых не следует снимать.
Неудачи преследовали и в личной жизни: брак с первым мужем бизнесменом Огденом Смитом разрушился. После провала очередной легковесной комедии с ее участием в 1938 г. Кэтрин Хепберн решает покинуть Голливуд и вернуться на театральную сцену. Ей удалось получить роль в бродвейском спектакле «Филадельфийская история». И оказалось, что «друзья познаются в беде»: эксцентричный миллиардер Говард Хьюз, с которым актрису связывали многолетние романтические отношения, выкупил для нее право на экранизацию этой мелодрамы.
Фильм вышел на экраны в 1940 г. и имел колоссальный успех. И, главное, он ознаменовал возвращение Кэтрин Хепберн в Голливуд.
За роль в следующей картине — «Женщина года» — Кэтрин была номинирована на «Оскар». По сути, ей удалось то, что не удавалось никому: она дважды покорила Голливуд. И не просто покорила: она с успехом снималась на протяжении 60 (!) лет и в последний раз появилась на экране в возрасте 87 лет!
Мало того, свои главные награды она завоевала в более чем зрелом возрасте. Достаточно сказать, что свой второй «Оскар» она получила в 60 лет за роль в фильме «Угадай, кто придёт к обеду?» Всего же Кэтрин за свою карьеру получила четыре «Оскара», причем последний — в возрасте 74 лет. Кроме того, Хепберн номинировалась на эту престижную премию 12 раз; в числе других ее достижений две премии BAFTA (5 номинаций), семь номинаций на «Золотой глобус», 1 победа и 6 номинаций на премию «Эмми», 2 номинации на премию «Тони», она побеждала на фестивалях в Каннах и Венеции, неоднократно получала призы от ассоциаций критиков и другие, менее известные, награды. По количеству наград она является бесспорной рекордсменкой в истории кинематографа. Американский институт кино признал ее величайшей актрисой в истории Голливуда. Но, очевидно, главный вклад Кэтрин Хепберн в мировую культуру в том, что она создала и внедрила в сознание миллионов образ современной женщины: свободной, самостоятельной, способной самой решать свою судьбу. И когда она умерла, тогдашний президент США Джордж Буш сделал официальное заявление, в котором признал Хепберн одним из «художественных сокровищ нации».
Героиня бесчисленных романтических комедий и мелодрам, Кэтрин Хепберн и в жизни изведала немало романтики. В нее был влюблен миллиардер Говард Хьюз и многократно звал ее замуж; она участвовала в его авиационных эскападах, нередко — более чем рискованных.
Более длительные отношения связывали Кэтрин с знаменитым голливудским актером Спенсером Трейси. Они познакомились на съемках в 1942 г., и их в высшей степени трогательные отношения продлились 27 лет. Когда Трейси в начале 60-х тяжело заболел, Кэтрин отказалась на 5 лет от съемок и переехала к своему возлюбленному, чтобы ухаживать за ним. В 1967 г. этот дуэт снялся в фильме «Угадай, кто придет к обеду?» — том самом, который принес Кэтрин второго «Оскара», и который стал для Спенсера Трейси предсмертным.
Хепберн прожила после смерти Трейси еще три дюжины лет; но других мужчин в ее сердце больше не было. 30 июня 2003 г., на следующий день после ее смерти, на Бродвее погасли все огни. Так актерская братия почтила память той, которая, не будет преувеличением сказать, изменила кинематографический мир и, очевидно, оставила его после себя лучшим, чем он был.
|