Главная
/ Уголок зоила / 29 апреля 1785 г. родился барон Карл фон Дрез, изобретатель велосипеда
29 апреля 1785 г. родился барон Карл фон Дрез, изобретатель велосипеда
Будущий изобретатель родился в семье Боденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Крестным отцом младенца стал сам маркграф Бадена Карл Фридрих. Мальчика ждала благополучная судьба представителя высшего света одного из малых немецких государств. После окончания Карлом лицея государь этого миниатюрного гособразования позаботился о будущем своего крестника и определил его в 1800 в лесное училище в Пфорцхейме, обеспечив юношу доходной и не слишком обременительной профессией лесничего в прекрасных баденских лесных угодьях.
Однако, вопреки уготованной ему планиде, юный Карл фон Дрез впал в муки изобретательства, причем в сравнительно ранние годы. Первым изобретением его стала машинка, предназначенная для нанесения всех пяти нотных линеек на бумагу одновременно. Труженикам консерватории это выдумка заметно облегчала жизнь – до этого нотные тетради линовали вручную, при помощи линейки.
Вторым изобретением фон Дреза стало нечто вроде самобеглой коляски, которую он даже продемонстрировал на Венском конгрессе 1814 г. Это чудо техники было встречено с прохладцей: чтобы привести четырехколесную коляску в движение, требовались слишком большие мускульные усилия, а во время движения седока непомерно трясло – рессор у изобретения фон Дреза не было.
Карл принял критику к сведению и догадался, чтобы снизить сопротивление движению, сократить число колес с четырех до двух. Заодно он пристроил к своему кунштюку руль, что повысила маневренность и комфортность езды. По тем временам этих усовершенствований было достаточно, чтобы поделка фон Дреза обрела статус изобретения, и 17 февраля 1818 г. Карл получил патент на устройство, которое он назвал «машиной для ходьбы».
Это действительно была «машина» именно для «ходьбы»: педалей у первого велосипеда не было, ехать приходилось, отталкиваясь от земли ногами. Тем не менее, Карл промчался по Карлсруэ во время демонстрационного пробега, показав скорость порядка 9 миль в час на дистанции в 14 миль.
Сейчас есть немало желающих оспорить первенство Карла фон Дреза в деле изобретения велосипеда, указывая на то, что другие изобретатели демонстрировали публике свои велосипеды ранее 17.02.1818. На это можно лишь отметить, что указанная дата – дата выдачи патента, а опытные экземпляры своей машины для ходьбы баденский лесничий выкатывал на улицы Карлсруэ и раньше, и они даже получили у обывателей прозвище «дрезина» - позднее это слово войдет в русский язык для обозначения самодвижущейся железнодорожной тележки.
Во всяком случае, известно, что в Германии велосипеды фон Дреза начали достаточно широко использоваться после 1816 г.: лето в том году было холодным, несколько раз выпадал снег, урожая не было, скот, в том числе лошадей, порезали, ездить стало не на чем, пришлось осваивать «дрезину».
Как говориться, не было счастья, да несчастье помогло.
А счастья Карлу фон Дрезу, как и многим другим изобретателям, не хватало. Он был госслужищим, начальство не приветствовало его увеличение изобретательством – к чему лесничему отвлекаться от его работы? Побочные заработки госслужищим были запрещены, и расходы на создание и совершенствование своей «машины для ходьбы» Карл покрывал за счет поддержки отца, который с 1810 г. был назначен президентом Верховного суда Бадена.
Повезло Карлу всего лишь один раз, когда его самокат увидел 10-летний наследник баденского престола. Мальчику «машина для ходьбы» настолько понравилась, что он упросил отца вознаградить своего лесничего. Но чем может облагодетельствовать изобретателя маленькое немецкое государство? Фон Дрез получил небольшую премию и нечто вроде весьма ограниченного пансиона. Который, тем не менее, позволил Карлу отправиться в Новый Свет – сначала в Бразилию, потом – в США: пропагандировать и продавать свое изобретение. Но за океаном в те времена жил гораздо более тароватый народ, чем в Европе. К приезду фон Дреза американцы уже вовсю гоняли на велосипедах, причем в таком множестве, что стали вытеснять прохожих с тротуаров. В результате власти некоторых штатов даже ввели ограничения на передвижение на велосипедах. Короче говоря, коммерсант из фон Дрейза и в Америке не вышел.
В 1827 г. Карл вынужден был вернуться на родину в связи с тяжелой болезнью отца. У ложа умирающего он делает свое следующее изобретение – пишущую машинку. Правда, только на 16 клавиш. Поговаривают, что Карл сделал это изобретение только для того, чтобы позабавить механической игрушкой с смертельно больного. И, поговаривают, ему это удалось.
В 1830 г. фон Дрез-старший умер. Как видно, судьей он был порядочным, так как сын унаследовал от него не столько денег, сколько недоброжелателей. Которые принялись сводить счеты с отцом на сыне. И довели Карла в 1837 г. до инсульта.
Немного оправившись, Карл просто-напросто сбежал в лес, где поселился в домике у ручья и продолжил заниматься изобретательством. Считают, что в эти годы он изобрел собственно дрезину – механическую тележку для движения по рельсам – и мясорубку. Но относительно этих новинок его приоритет оспаривается.
Революция 1849 г. позволила Карлу фон Дрезу поквитаться с врагами его отца. Но маятник вскоре качнулся в другую сторону: революцию подавили, недоброжелатели развернули травлю изобретателя. Его лишили пансиона, описали имущество, объявили психически больным.
Этих ударов Карл не выдержал: он умер 10 декабря 1850 г. в родном Карлсруэ, практически лишенный средств к существованию. Увы, но разве не такова судьба многих изобретателей?
|