ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / Нестандартная литература / Сёстры Клеопатры, последней царицы Египетской 14+

Сёстры Клеопатры, последней царицы Египетской 14+

 

Береника IV Епифания (77—55 годы до н. э.) старшая сестра, описывается современными ей (римскими) историками сугубо негативно, но, судя по тому, что ей на протяжении 3 лет правления удалось проманеврировать мимо потенциально опасных женихов и советников и быть убитой лишь в результате вторжения сил Авла Габиния, когда её голову на подносе принесли её отцу, талантами её боги не обделили. По классическому описанию она была очень красивой и очень внимательной к своим родственникам и друзьям, любила моду, вечеринки и украшения. Но те же источники приписывают ей лень, робость, она боялась крестьян, рабов и всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям. 

Честно говоря, вышеперечисленное очень сомнительно просто если исходить из того, как она оказалась на троне: против её отца, Птолемея XII Авлета поднялись значительные народные волнения, и он предпочёл укрыться под крылышком Катона (пламенного римского республиканца, прямо перед этим доведшего до самоубийства брата Птолемея Двенадцатого, управлявшего до того Кипром; по многим признакам включение Кипра, под смехотворным предлогом, в состав Римской Республики и спровоцировало волнение народных масс; по преданию, прибывшего просить о помощи против взбунтовавшихся александрийцев царя Катон велел привести к нему на прием в момент опорожнения кишечника); после этого восставшие посадили на трон Клеопатру Трифену и вышеупомянутую Беренику.

Относительно Κλεοπάτρα Τρύφαινα ведутся споры, кем она является, обычно её ставят Клеопатрой Шестой, но она могла быть одним лицом с Клеопатрой Пятой (супругой Птолемея Двенадцатого), могла быть Птолемеевой сестрой (что в эллинистических династиях не всегда разные люди), а могла быть и ещё одной сестрой Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ (это которая седьмая, самая знаменитая и последняя). 

Фрагментарность источников не дает возможности прийти к однозначному заключению по ней, известно только, что вдвоём они довольно благополучно рулили Египтом с 58 по 57 год до н. э., после чего Клеопатра скончалась. Судя по тому, что ей египетский двор не подыскивал супругов, скорее всего, она представляла старшее поколение Лагидов (но это авторское предположение, возможно незнание каких-то фактов).

В возрасте 20 лет Береника осталась в весьма шатком положении: скорее всего у неё действительно были проблемы с образованием и трудоспособностью, наследственность и условия жизни к этому предрасполагали, поднялось антигреческое движение коренных египтян с центром в Фивах, финансы государства были подорваны чередой безобразно правивших фараонов, а последний из них интригует против неё и её подданных в Римском государстве (были эпизоды с убийством александрийских послов). 

На всё это не стеснялись указывать в Риме, также предпочитавшие общаться с её соправителем-мужчиной. Тут я не уверен, хотели они подбить её мужа на переворот или просто римское право не предусматривало самостоятельного принятия государственных решений женщинами (вспомним, из-за чего разразилось восстание Боудикки). 

Да и как полководец мужчина был привычнее и естественнее, поэтому с некоторым скрипом начались поиски жениха. Первым и самым очевидным кандидатом становился кто-то из Селевкидов, многие греки считали единственным шансом на спасение единение Египетской и Сирийской монархий. В качестве такового выступил Seleucus VII Κυβιοσάκτης (или Φιλομήτωρ), который высказывал в 70-е на основании родства с Лагидами претензии на Египет, и ездил в Рим просить помощи для реализации её (поскольку сама Империя Селевкидов к тому времени развалилась, самостоятельно её реализовать он не мог). 

Человек грубый и вульгарный, он не мог рассчитывать на симпатии египтян, к которым он едва не пришел как завоеватель, и в итоге был задушен. Судя по прозвищу, данному ему египтянами, если это действительно случилось по распоряжению Береники, то это едва ли осуждалось в народе. 

Вообще ей приписывают и ускорение кончины Клеопатры Трифены, но я уже ранее высказал сомнение в этом, в виду противоречия с утверждением о том, что она ладила с родственниками (что для потомства диадохов несвойственно, между прочим).

Следующим женихом стал "полководец". Она заключила второй брак с Архелаем, который утверждал, что произошел от Понтийского царя Митридата VI Евпатора, известного противника римлян. Согласно Страбону, муж Береники был сыном военачальника Митридата Архелая, который перешел на сторону римлян во время Первой войны Митридата. Как бы то ни было, римский военачальник Гней Помпей Великий назначил Архелая священником в городе Команы в Каппадокии. При этом считается, что в бытность там он дружил с вторгшимся в Египет в дальнейшем Авлом Габинием. 

Когда случилась интервенция, армия царицы потерпела поражение, Беренику казнили, Архелай, по словам Страбона, погиб в бою. Детей они завести не успели (или и не пытались, если брак задумывался как фиктивный с самого начала). В большой плюс её правлению надо заметить, что ей удалось привести в порядок казну, поскольку её батюшко смог вернуть большую часть долгов, которые наделал в Риме, и выполнить многие данные там обещания, до того, как умер в 51-ом; кроме того ей удалось притушить антигреческое движение, последним правителям её династии оно не доставляло тех проблем, что нескольким её предшественникам. 

После смерти Авлета у Египта, в теории, было время оправиться, пока цезарианцы рубились с помпеянцами, но Птолемей Тринадцатый и придворная клика сделать это не смогли (да и был он ребёнком). В итоге, вместо того, чтобы посадить Помпея Магна в охраняемый особняк в дальних краях, его просто убили, прибывший по его следам Юлий Цезарь возопил "да вы кто такие чтоб прославленного римского полководца казнить!?!" — и царский дворец вместе с царём, царицей и двумя другими младшими детьми Птолемея Авлета оказался захвачен, Клеопатра была соблазнена (я согласен, что красота последних египетских принцесс преувеличена, скорее всего эпизод с ковром позднейшая выдумка, да и высланная в пустыню Клеопатра собрала достаточно существенную армию, по преимуществу из арабских кочевников, с которой была готова вступить в борьбу с братом и до прибытия Цезаря), и, разумеется, была всецело на стороне своего великого возлюбленного, но её младшая сестра Арсиноя, тогда девочка примерно пятнадцати лет, имела ярко выраженные честолюбие и волю. Она бежала из дворца с евнухом по имени Ганимед, который воспитывал её, и заняла место представителя царской династии при армии Египта, сформированную из 3-х частей - недовольные александрийские горожане (грекомакедонцы, по преимуществу), недовольные нильские крестьяне (по преимуществу, исконное население) и осевшие в Египте участники похода Авла Габиния (привлечённые к борьбе против цезарианского десанта и примкнувшим к нему александрийским политиком из партии Птолемея XIII, Ахиллом). Вскоре за этим в армии нападающих между Ахиллом и Ганимедом начались споры о первенстве, и по приказу Арсинои Ахилла казнили (что удалось ей это, факт весьма занятный). Примерно в то же время во дворце Цезарь казнил Потина, обвинённого в сношениях с врагом, — очевидно, от имени Клеопатры. Так погибли, в свою очередь, главные виновники смерти Помпея Великого. 

После этого Цезарю пришлось несладко, его осадили в портовых кварталах Александрии и довольно искусно блокировали все попытки переломить ситуацию. Скорее всего, именно в этих городских боях ему пришлось действительно не многим лучше, чем в сражениях при Бибракте и Герговии. Дальше случилось нечто малопонятное - командование осаждавших предлагает Цезарю обменять Арсиною на Птолемея (неясно, была ли она согласна на это, но вряд ли), Цезарь соглашается (сложно представить римского полководца, согласного сменять фараона на принцессу, но, видимо такой авторитет к тому времени заработала у него египетская Жанна д'Арк), а затем осада становиться как будто более пассивной, а потом проваливается операция по перехвату шедших по суше к Цезарю подкреплений из римских восточных провинций, и в итоге египетская армия терпит совершенное поражение.

После гибели Птолемея Тринадцатого к Клеопатре в соправители назначен последний уцелевший брат (всё же граждан александрийских, после всех выкрутасов, она, на тот момент, не устраивала категорически). А Арсиною провели в триумфальной процессии как пленницу, но при жизни Цезаря её убивать не стали - она с 47 по 41 год прожила пленницей сперва в Риме, а после в Эфесском храме, где до неё по наущению Клеопатры Седьмой добрался Марк Антоний. Я размышлял, что же у неё пошло не так (помимо вторжения Гая Юлия Цезаря и соратников) и пришел к выводу, что к осаждавшему корпусу, где она в начальный момент времени смогла достичь очень большого влияния, со временем приставали всё новые контингенты из помпеянцев, и в итоге альтернативная ей сила из ветеранов Авла и новоприбывших, в силу своего римского формального мышления, решили, что иметь начальника лучше, чем начальницу. 

Скорее всего, крестьянское население к ним по этому вопросу присоединялось, лояльность к правительницам-женщинам демонстрировали прежде всего жители столицы, для которых правитель был важен как воплотитель видения Нового Мира Птолемея Первого, и если женщина больше соответствовала этому образу, то они поддерживали, скажем, дочь против отца, как то было с Береникой Епифанией против Птолемея Авлета (и несколько раз и до того женщины Лагиды при поддержке столичного населения становились единоличными или ведущими правителями). Следуя этому механизму, популярность вернула и Клеопатра, и по этой же причине Александрия была в целом лояльна к Римским императорам, коль скоро многие из них следовали сходным с Птолемеем курсом.

Итак, к каким же, исходя из сей истории, можно прийти к выводам (если не считать того, что шутка про двух "Кирилл Кирилловичей Кирилловых" имела исторический прототип)? И было ли на ваш взгляд достойным внимания фактом, что у трех принцесс из последнего поколения фараонов-Лагидов вспыхнула ярким, но бессильным огнём та одарённость, которой были отмечены 3 первых поколения фараонов? 

Коллектив авторов

 

 

© Copyright 2009 Творческое сообщество!