ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / Нестандартная литература / Пасхальные обряды на Руси

Пасхальные обряды на Руси

Ритуальные действия начинались в Чистый четверг: в этот день все мылись и всё основательно очищали. Воду после мытья старались выливать подальше от двора, чтобы грязь не вернулась в дом. 

Молодежь, достигшая брачного возраста, мылась на заре; полотенца после вытирания или вывешивали на забор, где их мог забрать любой прохожий, или дарили нищим, или после пасхальной службы отдавали оброшнику, который вместе со священником будет обходить дома для молебна, неся икону или хоругвь. Считалось, что это способствует скорой и удачной женитьбе. 

Также в этот день забивали скот, как для праздничного стола, так и для заготовки мяса и сала впрок. Считалось, что запасы, сделанные в этот день, должны долго храниться без порчи, а хлеба и куличи будут иметь целебные свойства. Сухарями из такого хлеба  лечили и людей, и скот. 

В некоторых деревнях в этот день просеивали всю имеющуюся муку и перебирали крупу.   

Особыми свойствами обладали и куриные яйца, снесенные в этот день. Их обязательно освящали, так как считалось, что именно снесенные в Чистый четверг яйца имеют двойную силу по сравнению с другими освященными яйцами.

На Пасху красили куриные яйца, готовили творожную пасху и пекли куличи, которые после пасхальной службы освящали в церкви. Причем во многих сибирских деревнях именно куличи именовали “пасхой”.

Обычный хлеб не освящался, но ему магические свойства придавал день выпечки, хотя они, полагали, были «слабее», чем у освященных куличей. 

Яйца на Пасху красили в красный или близкие к нему цвета. Чаще всего для этого  использовали луковую шелуху. Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. 

Пасхальное застолье начиналось с освященных яиц, причем, первое яйцо делили на части по количеству едоков за столом. Люди верили, что такой обряд укрепляет семью, поддерживает в ней взаимную любовь и уважение. 

Пасхальные яйца использовались в магических действиях и несколько недель после Пасхи. Например, зарывая яйцо в поле или огороде, человек полагал, что он, таким образом, повышает плодородие этих участков земли, препятствует росту сорняков; а, спрятав пасхальное яйцо в хлеву, — увеличит плодовитость и продуктивность скота, спасет его от болезней.

Вообще, люди верили, что пасхальное яйцо имеет свойства универсального оберега: спасает людей и скот от болезней и увечий, помогает в лечении, предотвращает кражи. Пасхальные яйца даже бросали в загоревшийся дом или надворную постройку: считалось, что такое действие не даст огню разгореться и он будет быстрее потушен. Пасхальные яйца применяли и для поиска потерянных вещей. Их заворачивали в тряпицы, чтобы они не разбились, и бросали в тех местах, где мог быть утерян тот или иной предмет. Место, где упало яйцо, и окружающее пространство внимательно осматривались. Не удивительно, если при таком поиске удавалось найти что-либо из потерянных когда-либо вещей.

Пасхальные яйца (или их скорлупа) использовались в качестве талисманов при поиске потерявшихся коров или овец — “поисковики” брали их с собой и полагали, что они принесут им успех в поиске.

Ценилась и скорлупа пасхальных яиц. Её использовали в различных обрядах. 

В некоторых местах скорлупу от пасхальных яиц люди носили в небольших кисетиках на шее рядом с крестильными крестами.

Также магические свойства приписывались освященным куличам и творожным пасхам. Для этих целей чаще использовались куличи, так как в высушенном виде они могут храниться очень долго. В некоторых местностях даже готовили «скотские» пасхи и куличи, только освящали их не в церкви, а при обходе дворов священником. А затем скармливали скоту и домашней птице, а оставшиеся крошки рассыпали в огороде и на поле. 

Вообще, магические свойства приписывались всему, что осталось после первой пасхальной трапезы. Объедки и кости с пасхального стола скармливали домашним животным для повышения их жизнестойкости и плодовитости, а в ряде мест их закапывали в огороде и на поле. 

Особые пасхальные поверья были связаны с умершими. В Пасху традиционно приходили на кладбище «похристосоваться» с умершими родственниками, которым оставляли на могилах пасхальные яйца, куски пасхи и кулича. Чаще всего пасхальные приношения крошили, чтобы их могли склевать птицы. Считалось, что в образе птиц в эти дни на землю спускаются души умерших, которые за память о них и пасхальное угощение в течение года будут покровительствовать живым родственникам. 

На могилах можно было высказать умершим несколько просьб, но только важнейших, чтобы не обременять усопших земными заботами. 

Считалось, что в пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви. Когда все прихожане выходят из храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам. Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами. Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя. 

А вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов. 

Среди стариков считалось за счастье умереть в пасхальную неделю, так как любой умерший в эти дни, какие бы грехи его ни отягощали, сразу же попадает в рай. 

Еще считалось, что в пасхальные дни колокольный звон обладает особой силой, способной излечивать больных, способствовать жизненному успеху и исполнению желаний. За удачу считалось звонить в церковный колокол на пасхальной неделе. Поэтому эти дни вход на колокольни был свободный, и ударить несколько раз в колокол мог любой желающий. 

А вот нечистая сила, как полагали люди, на пасхальной неделе наиболее озлоблена, её можно не только увидеть, но даже поиздеваться над ней, не подвергая себя большой опасности.  Люди верили, что в в дни, когда празднуется воскресение Христа, высшие силы оказывают людям помощь и защиту в их нелегкой повседневной жизни.

Литературной анонс:

Диалектика развития боевой техники в бурный период военного строительства второй половины XIX века на примере проектирования и создания боевых кораблей. В монографии “Бронезавры XIX века” подробно описывается история возникновения и воплощения в жизнь таких уникальных кораблей, как итальянские линкоры “Дуилио” и “Лепанто”, русских крейсеров типа “Генерал-адмирал” и круглых броненосцев адмирала Попова, первых миноносцев Торникрофта и Ярроу. Всего в же в книге приведены сведения и тактико=технические характеристики более чем 300 кораблей, построенных в период с 1865 по 1885 г., а также описание использованной на них артиллерии и минно-торпедного оружия. Другая часть этой книги — описание крупнейших сражений и морских боев этой эпохи, многие из которых отечественному читателю либо неизвестны, либо упоминаются в популярной литературе вскользь. Скачаить и читать монографию по адресу: https://www.litres.ru/aleksey-borisov-13329512/bronezavry-xix-veka-boevye-korabli-1865-1885/?rb_clickid=105816732-1650695680-1415793999&utm_campaign=web_mt_p-drem_dynamic-posetiteli0-2-carousel_395286730&utm_content=105816732&utm_medium=cpc&utm_source=mytarget  


© Copyright 2009 Творческое сообщество!
www.webmoney.ru