ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / История кораблей / Уроки Кагосимы

Уроки Кагосимы

14 сентября в провинции Сацума японские самураи зарубили английского торговца Чарльза Ричардсона и тяжело ранили двух его спутников. Якобы из-за того, что они не отдали должных почестей регенту местного князька Симазо Хизамицу. Хотя по действовавшим международным соглашениям  иностранцы в Японии не были обязаны выполнять все японские церемониалы.

Убийство Ричардсона - японский рисунокЦентральное японское правительство согласилось выплатить пострадавшим от разгула самурайских страстей компенсацию. Но англичане потребовали выдать убийц и дополнительно выплатить ₤25000 в качестве компенсации непосредственно с провинции Сацума.

Сацумцы не платили и затягивали переговоры. В конце концов, британский поверенный в делах в Японии Эдуард Нил собрал наличные в регионе морские силы и отправил их к столице Сацумы г. Кагосима для подкрепления своих требований.

В результате на рейде Кагосимы под командой адмирала Огастаса Купера собралась нехилая эскадра: фрегат «Эвриал», корветы «Пирл», «Персей», шлюпы «Аргус», «Рейсхорс», «Кокетт», канонерская лодка «Хэвок». Суммарно – 101 орудие, из которых более 20% – нарезных.

В качестве залога под выполнение своих требований британцы захватили стоявшие в гавани пароходы клана Сацума. Это были построенные в Англии суда, даже сохранившие английские названия – «Сэр Джордж Грей», «Контест» и «Ингленд».  

В ответ японцы начали артиллерийский обстрел эскадры. На береговых укреплениях у японцев находилось 83 орудия. Хотя и гладкоствольных, но отчасти весьма крупнокалиберных и мощных. В одном из японских музеев до сих пор хранится ствол стрелявшей по англичанам пушки калибром 290 мм (вес ядра – 150 фунтов).

Англичане не ожидали нападения. Они сожгли все три парохода, отошли в море и только через два часа смогли сформировать боевую линию и открыть ответный огонь.

Интенсивная перестрелка продолжалась несколько часов, пока на «Эвриале» японское ядро не оторвало головы сразу двум высшим офицерам – командиру фрегата Джослингу и его заместителю Уилмоту. После этого эскадра отошла мористее, еще два дня, спорадически возобновляя обстрел, маячила у Кагосимы, потом ушла в Иокогаму.

Потери с обеих сторон были мизерными. У англичан – 13 убитых и 50 раненных. У японцев погибло 5 гражданских лиц, которых не успели эвакуировать из города; 10 было ранено. В городе сгорели 500 бумажных японских хижин на бамбуковом каркасе и несколько складов; кроме того, канонерка «Хэвок» сожгла в порту 5 джонок. Батареи и укрепления почти не пострадали.

Японское орудие калибром 290 мм в музееВ результате англичане якобы признали свое поражение, японцы якобы согласились выплатить требуемую с них компенсацию, но не заплатили. Зато уразумели, что с англичанами лучше дружить и учиться у них. Не в меру борзых самураев привели в чувство, и с тех пор провинция Сацума стала главным проводником западного влияния в Японии.

То есть урок жителям Страны Восходящего Солнца пошел на пользу. А вот у англичан все обстояло гораздо серьезнее. Бомбардировка Кагосимы показала полную непригодность для реальных боевых действий нарезных пушек Армстронга, считавшихся на момент своего появления верхом артиллерийского совершенства,. Мало того, что из-за скверного прилегания снаряда к каналу ствола снаряд летел к цели по спирали. И были случаи, когда снаряд падал на расстоянии до 600 м от точки прицеливания! Это при дистанции стрельбы в 5-6 км!

Но еще эти орудия постоянно давали отказы в стрельбе, а то и просто взрывались. После третьего-четвертого выстрела силой пороховых газов вырывало ненадежный затвор со всеми вытекающими для расчета и всего судна последствиями (отсюда и столь высокие потери среди английских моряков).

Статистика действительно удручающая.

Название корабля

Количество орудий

В том числе нарезных

Количество выстрелов из нарезных орудий

Количество отказов и разрывов при стрельбе из нарезных орудий

«Эвриал»

35

13

144

14

«Персей»

17

5

111

5

«Аргус»

8

1

22

4

«Рейсхорс»

4

1

51

4

«Кокетт»

4

1

37

1

Итого

 

21

365

28

Резюме: каждый тринадцатый выстрел из армстронговского орудия сопровождался ЧП. После некоторого колебания лорды Адмиралтейства выразили желание вернуться к гладкоствольной артиллерии; политики и кораблестроители настаивали на дальнейшем внедрении нарезных орудий. В итоге было принято компромиссное решение: вернуться к дульнозарядным орудиям. Но делать их нарезными. И устанавливать отныне на кораблях королевского флота только пушки, произведенные казенным арсеналом в Вулвиче.

Выбор был обусловлен еще и тем, что проверенные 68-фунтовки явно устарели и если выглядели более-менее пригодным оружием против первых французских броненосцев, то против новых кораблей со 150 мм броней были малопригодными. А попытки создать мощные  гладкоствольные орудия оказались у англичан неудачными.

В результате, начиная с 1865 г. английский флот каждый год принимал на вооружение по 1-2 образца новых нарезных дульнозарядных орудий. Причем был принят шаг изменения калибра в 1 дюйм и соблюдалась довольно ровная прогрессия в весе снарядов для этих пушек. Ниже приведены данные для бронебойных снарядов.

Калибр в дюймах/мм

Корабль-носитель

Год принятия на вооружение

Вес орудия, т

Вес снаряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальнобойность, м

Бронепробиваемость по плите из мягкого железа у дульного среза

Бронепробиваемость по железной броне с 15 кбл.

7/178

«Беллерофон»

1865

6,5

51,98

403,86

4413

196 мм

42 мм

8/203

«Нортамберленд»

1866

9

81,31

423,68

4241

244 мм

58,5 мм

9/229

«Беллерофон»

1865

12,5

115,21

440,44

4552

287 мм

74,2 мм

10/254

«Геркулес»

1868

18

184,6

420, 32

4562

328 мм

91,5 мм

11/279

«Александра»

1867

25

246,8

400,51

9144

363 мм

95,3 мм

12/305

«Монарх»

1870

25

276,2

392,58

6400

343 мм

89,2 мм

Во многих документах и литературе эти орудия числятся по весовым калибрам:

7-дюймовки – как 100- или 110 фунтовки;

8-дюймовки – как 150-фунтовые;

9-дюймовые – как 300-фунтовые;

10-дюймовые – как 400-фунтовые;

11-дюймовые – как 500-фунтовые;

12-дюймовые – как 600-фунтовые,

хотя в реальности «литературный» калибр совпадал с техническим более-менее точно только для 7-, 10- и 12-дюймовых пушек.

Нетрудно заметить, что бронепробиваемость у дульного среза и на дистанции различается примерно в 5 раз; первый параметр можно рассматривать как некий теоретический показатель; второй точнее отражает возможности этих орудий на основе реального опыта их применения. Во всяком случае, обстрел из 9-дюймовок фрегатом «Шах» перуанского монитора «Гуаскар» с броней толщиной 4,5'' (114 мм) не дал ни одного пробития. Позднее два чилийских броненосца, стреляя из 9-дюймовок более современными снарядами Пализера, добились всего нескольких сквозных поражений брони «Гуаскара».

Тем не менее, дульнозарядные английские орудия были мощнее близких им по калибру французских и первых крупповских казнозарядных пушек и пробивали более толстую броню.

Характеристики французских и крупповских орудий, современных английской дульнозарядной корабельной артиллерии.

Производитель

Калибр, справочный/реальный, мм

Корабль-носитель

Вес снаряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, м

Бронепробиваемость по железной броне с 15 кбл.

Крупп

210/209,3

«Кронпринц»

89

421

4700

50,4 мм

Крупп

240/235,4

«Кёнег Вильгельм»

139

455

9100

91,1 мм

Франция

274 обр. 1864-1866 гг., длина ствола 18 клб.

«Океан»

216

331

4413

58,8 мм

Франция

240

длиной ствола 17,5 клб

144

340

3450

51,1 мм

Франция

194

Длиной ствола 19 клб

75

341

4551

37,6 мм

 

Характеристики тех же орудий при стрельбе снарядами «общего назначения» (по английской терминологии - «common») – тонкостенными бомбами или гранатами с трубкой или взрывателем замедленного действия (позднее получили наименование «полубронебойных снарядов» и предназначались для поражения легкозащищенных целей).

Производитель

Калибр

Вес снаряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, м

Вес ВВ, кг

Англия

8 дюймов

81,31

423,68

4232

6,62

Англия

9 дюймов

115,21

438,91

4534

7,71

Англия

10 дюймов

185,97

420,32

4569

10,66

Англия

11 дюймов

248,57

414,53

9468

12,25

Англия

12 дюймов, чугунный снаряд

276,2

392,58

6400

12,77 кг

Англия

12 дюймов, стальной снаряд

278,5

393,8

6433

27,96

Крупп

210 мм

78

389

4690

6,8

Круп

240 мм

118,6

450

8170

7,00

Франция

274 мм

144

361,9

4682

 

Франция

240 мм

100

363.6

5128

 

 

Собственно, выбора-то у англичан и не было. В 1865 г., когда испытывались первые нарезные дульнозарядные пушки нового поколения, баланс морских сил Англии и Франции все еще колебался; в любой момент равновесие могло быть нарушено в пользу континентальной державы, и иметь в таких условиях флот, численно равный неприятельскому, да еще вооруженный ненадежной артиллерией, для островной страны было слишком рискованно.

Выбор был объективно оправдан. Другой вопрос, что англичане впервые в своей истории отказались от позиции лидера научно-технического прогресса в важнейшей для себя области, уступили эту позицию потенциальным противникам. И эта «продажа первородства» закономерно аукнулась впоследствии британцам.

 

БеллерофонПодытоживая высказанное, сообщим, что на испытаниях в 1865 г. английская 9-дюймовка прострелила с дистанции в 800 м 10-дюймовую железную плиту и стала этапным орудием. Англичане получили пушку, победившую броню, - орудие, которое на реальных боевых дистанциях могло наносить неприятельским броненосцам такие же повреждения, как старые гладкоствольные пушки – деревянным кораблям. 

При этом английские дульнозарядные орудия превосходили французские и немецкие казнозарядные и по скорострельности: протолкнуть снаряд в ствол длиной 14-16 калибров получалось быстрее, чем отсоединить и вновь подсоединить к орудию тогдашний затвор, в большинстве случаев представлявший собой обтюрирующую пробку с фланцем, привинчивающимся к казенной части ствола несколькими болтами. Или клин, опять-таки крепящийся при помощи болтов.

Этапное орудие подразумевало появление под него этапного корабля, и таким судном стал «Беллерофон» - относительно небольшой (7550 т) по сравнению с «Уорриором», «Ахиллесом» или «Нортамберлендом» броненосец с батареей из десяти 9-дюймовок. Все эти пушки были плотно (с нарушением принятых в британском флоте норм) установлены в центре корпуса. Концевые орудия имели возможность ведения огня в нос и корму через специальные порты под острыми углами к диаметральной плоскости. Т.к  батарея «Беллерофона» была много короче орудийных палуб предыдущих броненосцев и со всех сторон ограждена броневыми плитами, такой тип броненосцев стали называть казематными или броненосцами с центральной батареей.

Огонь прямо по носу должны были обеспечивать две 7-дюймовки, установленные на главной палубе в носу за 114-миллиметровой броней. Практические использование их было крайне затруднено: при волнении или просто высокой скорости корабля их заливало водой.

Прямо в корму могло стрелять три таких же орудия: два – с главной палубы и одно – с верхней.  

Размещение артиллерии и брони на БеллерофонеПодобное роскошество – установка пяти орудий, большую часть из которых практически невозможно использовать, исключительно для обеспечения продольного огня, при том, что на острых курсовых углах мог стрелять и главный калибр, кажется явным излишеством. Но что было сделано, то было сделано.

Сокращение длины батареи позволило нарастить толщину бронирования. Корпус «Старого Билли» (так стали именовать в обиходе этот корабль) имел в центре броневой пояс толщиной 152 мм, который в оконечностях уменьшался до 127 мм. Каземат длиной 27,7 м имел борта толщиной 152 мм и траверзы в 127 мм. Палуба под батареей имела толщину 25,4 и над батареей 12,7 мм. Позади грот-мачты располагалась боевая рубка со стенками толщиной 203-152 мм. До появления приводов непосредственно управлять из нее кораблем было невозможно, и она служила, скорее, наблюдательным пунктом и укрытием для офицеров в случае обстрела.

Еще один участок брони длиной 8,8 м в носу прикрывал пару погонных 7-дюймовок. На этом бронирование «Беллерофона», в общем-то, и исчерпывалось. Однако при том, что большая часть его надводного борта не имела броневого прикрытия, он считался более надежно защищенным судном, чем «Уорриор» или «Ахиллес».

«Беллерофон» был революционным кораблем не только в плане использования однородной батареи 9-дюймовок. Трудно перечислить все новшества, примененные на нем.

Впервые пушки были установлены на станках Скотта, снабженных механическими приспособлениями для наводки – на более ранних кораблях управление орудиями осуществлялось, как на парусном флоте, при помощи талей и гандшпугов.

Впервые в британском флоте броненосец был оснащен четко выраженным клювообразным тараном. Благодаря меньшему соотношению длины к ширине и применению балансирного руля (также впервые на военном флота), «Беллерофон» был маневренным, поворотливым кораблем с хорошими шансами использовать свой таран в ближнем бою с неприятельскими кораблями.

В то же время большее соотношение ширины к длине потребовало установки более мощных машин. Хотя машины «Беллерофона» при меньшем, чем у «Уорриора» водоизмещении, были мощнее на 15-20%, по скорости первый броненосец Эдуарда Рида уступал кораблям Уаттса. Правда, совсем немного.

Впервые на «Беллерофоне» был применен бракетный («клетчатый») набор корпуса и впервые в качестве конструкционного материала широко использовалась сталь. Правда, не столько ради увеличения прочности корабля, сколько ради облегчения вспомогательных конструкций.

После ввода в строй «Беллерофон» получил высокие оценки даже со стороны английской прессы, обычно критично настроенной по отношению к адмиралам, генералам и их «игрушкам». «Таймс» назвала «Беллерофон» единственным английским кораблем, способным ворваться в неприятельскую гавань, разгромить там вражеский флот или выгнать его в море.

Однако при всех своих достоинствах «Беллерофон» так и не стал стандартом для британского флота. До лордов Адмиралтейства дошли сведения, что французы закладывают корабли с 200-миллиметровой броней и новыми 240 мм и 274 мм орудиями, и они (лорды) потребовали на следующем броненосце I класса увеличить главный калибр до 254 мм и толщину брони до 229 мм.

ГеркулесТаким судном стал «Геркулес». Место 9-дюймовок «Беллерофона» в центре корпуса на нем заняли 8 десятидюймовок, установленные столь же плотно. Тренированный расчет мог делать из каждого такого орудия по выстрелу в 70 секунд – скорострельность, рекордная даже для гладкоствольных 32-фунтовок парусного флота.

Благодаря превосходным качеством этих пушек англичане считали «Геркулес» на момент его спуска на воду самым мощным кораблем своего флота.

Продольный огонь обеспечивали две 9-дюймовки и 4 семидюймовые пушки.

9-дюймовки стояли на главной палубе на носу и на корме, причем носовая вела продольный огонь сквозь порт, прорезанный в форштевне. Так же для нее в бортах были прорезаны еще два траверзных порта.

Выше, под полубаком, стояли еще две погонные 7-дюймовки. Кормовые ретирадные были установлены под полуютом.

Бронирование «Геркулеса» было аналогично таковому на «Беллерофоне». Однако, там, где на "Беллерофоне" стояли 6-дюймовые плиты, на «Геркулесе» были установлены 9-дюймовые, а вместо 5-дюймовых – 6-дюймовые.

Защита «Геркулеса» считалась весьма надежной. Во время опытных стрельб преграду, равноценную бронированному борту «Геркулеса», не смогли пробить даже 272-килограммовые снаряды первых английских 12-дюймовок.

Развитием «Геркулеса» стал следующий английский броненосец с бортовой батареей – «Султан». Во время закладки этого корабля в Британии с визитом находился турецкий султан Азиз, и в честь такого события броненосец и получил свое имя.

СултанГлавным отличием от «Геркулеса» стал состав и размещение вспомогательной артиллерии. Погонный огонь обеспечивали две 9-дюймовки, установленные под полубаком и защищенные только траверзной броневой перегородкой.

На острых носовых углах огонь могла вести и передняя пара казематных 10-дюймовок через специально прорезанные порты.

Ретирадный огонь обеспечивался парой 9-дюймовок установленных в бронированной батарее на верхней палубе сразу за грот-мачтой. Эта батарея несколько выступала за борта корабля (впоследствии подобную конструкцию стали именовать спонсоном); ее стенки имели толщину 8 дюймов и траверзы 4,5 дюйма.

Эта пара пушек могла вести и траверзный огонь через порты с углами обстрела от 0 до 45° в нос.

Особо англичане постарались над увеличением углов обстрела казематных пушек: он равнялся 70°. Правда, кормовая пара 10-дюймовоквести ретирадный огонь вести не могла – для этого просто-напросто не были устроены нужные порты.

Еще одно отличие «Султана» - отсутствие бронированной боевой рубки: опыт «Геркулеса» показал незначительную ценность этого приспособления.

Венцом развития типа британского казематного рангоутного броненосца стала «Александра» - самый роскошный линкор своего времени. При закладке этот корабль получил имя «Саперб» - «Превосходный». Но в его спуске на воду принимала участие принцесса Уэльская Александра (будущая королева), и броненосец был переименован в честь крестной матери.

АлександраНа «Александре» верхняя батарея «Султана» эволюционировала в полноценный каземат на 4 орудия. Носовая пара пушек верхнего каземата была новыми 11-дюмовками – мощными и достаточно скорострельными орудиями (на учениях опытные расчеты давали по два выстрела за три минуты), заметно превосходившими свои зарубежные аналоги – французские 274 мм и немецкие 260 мм орудия. Эти пушки могли вести огонь как прямо по носу, так и на траверз.

Кормовая пара была проверенными 10-дюймовками того же типа, что устанавливались на «Геркулесе» и «Султане». Порты этих орудии позволяли им вести огонь как по траверзу, так и под острым углом (5° от диаметральной плоскости) в корму.

Под этим казематом располагался нижний, в котором размещалось восемь 10-дюймовок. Из них шесть находились в кормовой части каземата, а еще пара – за броневым траверзом в передней части. Эта пара могла вести огонь как прямо по носу, так и по траверзу (сектор обстрела заходил на 7° в корму от траверза).

«Александра» стала единственным в британском флоте кораблем с двухярусным казематом. За такими броненосцами закрепилось определение «казематированный».

По сравнению с предшественниками бронирование «Александры» было заметно усилено: толщина броневого пояса в центральной части достигала 12 дюймов, уменьшаясь до 10 дюймов к нижней кромке пояса. В оконечностях толщина пояса составляла 6 дюймов; кроме того, 5-дюймовый траверз, расположенный в 20 м от ахтерштевня, защищал артиллерийские погреба от продольного огня.

Размещение артиллерии и брони на АлександреТолщина стенок нижней батареи также достигала 12 дюймов при траверзах в 8 дюймов. Верхняя батарея была защищена 8-дюймовой броней.

На 1877 г., когда «Александра» вошла в строй, она стала самым быстроходным броненосцем мира –  свыше15 уз.!

Самым крупным недостатком этого судна считались огромные вырезы в бортах для обеспечения продольного огня прямо по носу. Мало того, что в свежую погоду и на высокой скорости они служили своеобразными «улавливателями волны», делавшими невозможными использование передних орудий нижнего каземата. Эти вырезы, вдобавок, настолько сужали жилые палубы в носовой части корабля, что нижним чинам приходилось ютиться на весьма скученным пространстве (в носовой части ширина жилых палуб не превышала 11,6 м).

Зато в корме убранство корабля явно должно было демонстрировать величие империи в ее зените. Достаточно сказать, что офицерская компания имела площадь в 250 м2, 4-метровые потолки и была отделана красным деревом с массой медных деталей. И больше походила на салон 1-го класса роскошного пассажирского лайнера.

Не удивительно, что «Александра» весь срок своей службы провела в роли флагмана: сначала – Средиземноморской эскадры, которая во второй половине XIX века была собранием лучших кораблей Королевского флота. А с 1891 г. (после модернизации) – флагманом резерва в Портленде.

ТемерерК этой великолепной четверке примыкает еще один корабль, который нельзя назвать казематным броненосцем в частом виде, хотя большая часть его артиллерии и располагалась в каземате. Это – броненосный бриг (еще одно отличие от трехмачтовых собратьев) «Темерер».

Главное же отличие – два из его 4-х 11-дюймовых орудия располагались в барбетах – носовом и кормовом.

Барбеты – кольцевые броневые брустверы, внутри которых находилась вращающаяся платформа с орудием, впервые были введены на французских броненосцах. Но англичан недаром называют мудрецами. Бесхитростное французское приспособление, поверх которого располагался ствол орудия, было кардинальным  образом усовершенствовано.

Прежде всего, англичане сделали поворотную платформу подвижной. Она опускалась вниз (общая высота барбета составляла 2,9 м, из которых только 1,2 метра находились над палубой), полностью скрывая орудие на период зарядки,  и поднималась вверх для производства выстрела. Причем одновременно с подъемом стол вращался, осуществляя горизонтальную наводку.

Все операции производились посредством гидравлических механизмов; степень механизации барбетных орудий была настолько велика, что полный цикл от выстрела до выстрела мог осуществлять расчет из трех человек. При полном расчете скорострельность барбетных 11-дюймовок достигала 1 выстрел за 1 мин. 45 сек., а сектор обстрела каждого орудия составлял 240°.

Между барбетами располагался центральный каземат, в передней части которого стояли еще две 11-дюймовки с углом обстрела в 90° - от прямо по курсу до траверза.

Размещение артиллерии и брони на ТемеререВ корму, за 5-дюймовой броневой переборкой, в каземате располагались четыре 10-дюймовки; этими восемью орудиями и исчерпывалось основное вооружение корабля. Тем не менее, по весу бортового залпа «Темерер» почти не уступал более крупной «Александре». Не намного хуже было и его бронирование: пояс по ватерлинии защищался в центре плитами толщиной в 11 дюймов, затем, по направлению к оконечностям, шли плиты толщинами 9; 6 и 5,5 дюймов.

В 1873 г., когда закладывалась будущая «Александра», предполагалось, что она станет последним казематным броненосцем британского флота. Но, как говорится, человек предполагает, а господь располагает: уже в 80-х годах XIX столетия флот Ее Величества пополнился тремя весьма неоднозначными новинками.

С началом броненосной эры Турция, бывшая некогда великой морской державой, надумала восстановить морское могущество. И основным поставщиком кораблей для флота османского величества стала Великобритания. Одним из таких «гостинцев» стал огромный броненосец «Гамидие», заложенный на частной верфи «Тэмс Айрон Уоркс» в 1873 г.

Корабль заложили почти одновременно с будущей «Александрой». Он не успел вступить в строй до 1877 г., когда началась Русско-турецкая война. Согласно международным правилам, англичане не могли передать броненосец воюющей стороне, и реквизировали «Гамидие» для собственного флота.

От «Александры» новый броненосец унаследовал ее первое название – «Саперб». Это был действительно превосходный во всех отношениях корабль, кроме одного: по скорости «Саперб» заметно уступал своим британским «одноклассникам» и едва ли смог бы служить во время серьезной войны в боевой эскадре.

СапербПо вооружению – 16 10-дюймовок – «Саперб» был абсолютным рекордсменом британского флота. По количеству орудий главного калибра он вдвое превосходил «Геркулес» и «Султан».

Из его многочисленной батареи 12 пушек стояли в центральном каземате, и по два орудия – в оконечностях в качестве погонных и ретирадных. Кстати говоря, эти пушки (погонные и ретирадные) были лишены всякой зашиты, что можно назвать еще одним недостатком этого громадного корабля.

По бронированию «Саперб» не уступал «Александре». Пояс по ватерлинии в центре корпуса и каземат имели толщину 12 дюймов, ближе к оконечностям пояс состоял из плит 10-дюймовой и 7-дюймовой толщины; нос был забронирован плитами 6-дюймовой толщины и корма – 4-дюймовой.

От продольного огня корабль защищали траверзы толщиной 10 дюймов (у каземата), а также 7 и 6 дюймов в пределах пояса.

Толщина стенок рубки составляла 8 дюймов, броневая палуба имела толщину 1,5 дюйма.

Достройка «Саперба» и доведение его до стандартов британского флота растянулись еще на 3 года, и он вошел в строй только в 1880 г. Включен в состав Средиземноморской эскадры и принял участие в бомбардировке Александрии, выпустив по фортам 310 десятидюймовых снарядов.

После 7 лет службы на Средиземном море вернулся в метрополию для ремонта и модернизации, и в начале 90-х годов был отправлен в устье Клайда для охраны этой морской артерии.

БельайлОдновременно с «Гамидие» турки заказали британцам - верфи «Самуда» - пару еще весьма своеобразных кораблей. Это были небольшие (менее 5 тыс. тонн) броненосные тараны, идеально подходящие для действий на Черном море.

Носовая «шпора» длиной 2,5 метра была, с учетом хорошей поворотливости этих коротких и широких кораблей, грозным оружием, а малая осадка позволяла им действовать вблизи берегов. Первоначально предполагалось, что они будут вооружены четырьмя 10-дюймовыми пушками по углам каземата, возвышающегося над верхней палубой. Сектор обстрела каждой из этих пушек составлял по 120°, благодаря чему на нос и корму могли вести огонь по два орудия, а также по два орудия могли стрелять на борт в секторе 30°.

Как и «Гамидие», с началом Русско-турецкой войны оба тарана были реквизированы англичанами и получили названия «Бельайл» и «Орион». Корабли были переклассифицированы как «броненосные корветы» и подверглись серьезной переделке. В частности, вместо планировавших 10-дюймовок в их казематах были установлены более мощные 12-дюймовки весом в 25 т. каждая.

Оба корвета были превосходно бронированы: центр корпуса защищал пояс толщиной 12 дюймов, который утоньшался к носу до 7 дюймов и к корме до 6 дюймов.

Каземат был двухярусный. Верхний ярус, который возвышался над палубой и в котором были размещены орудия, был прикрыт с бортов плитами толщиной 10,5 дюймов, с траверзов – 9,5 дюймов. Нижний ярус каземата, находившийся между средней и верхней палубами, имел защиту соответственно 9 дюймов с бортов и 8 дюймов с траверзов.

Рубки на «Бельайле» и «Орионе» были защищены 9-дюймовой броней.

ОрионПри спуске на воду оба судна получили восторженный прием британской прессы: они стоили в 2 раза дешевле самого слабого тогдашнего английского броненосца, но при этом выглядели судами, способными нанести фатальный урон любому противнику: как никак – мощный таран! 12-дюймовые пушки!

Первые же месяцы службы привнесли разочарование: низкая скорость, ничтожная мореходность, мизерная дальность плавания делали эти корабли неспособными к службе с океанским флотом.

В результате «Бельайл» всю свою жизни провел в качестве корабля береговой обороны в метрополии. Наибольшую известность ему принес тот факт, что на нем в 90-е  годы испытали новейшие бризантные снаряды, снаряженные лиддитом. Недавно введенный в строй броненосец «Маджестик» выпустил по «Бельайлу» несколько 6-дюймовых фугасных снарядов, которые буквально снесли все незащищенные части корпуса старого корабля. Однако, «Бельайл» остался на плаву, и был с почетом отбуксирован в порт.

«Орион» ждала другая судьба.

Он был направлен на Средиземное море. Во время Пянджского инцидента, едва не приведшего к войне между Великобританией и Россией, был приставлен сопровождать шедший на Дальний Восток русский броненосный фрегат «Владимир Мономах»: в случае объявления войны «Орион» должен был пустить в ход свои 12-дюймовки и отправить русский крейсер на дно, спасая необозримую британскую торговлю.

Преследуя «Мономаха», «Орион» дошел аж до Сингапура, где и остался в качестве стационера охранять этот незащищенный в те годы порт.

На Средиземноморье «Орион» вернулся лишь в 1893 г. и потом еще долгие годы использовался в качестве вспомогательного судна.

Тактико-технические характеристики английских казематных броненосцев 1865-1880 гг.

Таблица 1. Закладные данные

Название

Закладка

Спуск на воду

Ввод в строй

Водоизмещение, т

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

«Беллерофон»

28.12.1863 г.

26.04.1865 г.

11.04.1866 г.

7550

91,4

17,07

6,93/8,05

«Геркулес»

1.02.1866 г.

10.02.1868 г.

21.11.1868 г.

8680

99,1

17,98

7,32/8,0

7

«Султан»

29.12.1868 г.

31.05.1870 г

10.10.1871 г.

9290

99,1

17,98

7,89/8,53

«Александра»

5.03.1873 г.

7.04.1875 г.

31.01.1877 г.

9490

99,1

19,45

7,93/8,08

«Темерер»

18.08.1873 г.

9.05.1876 г.

31.08.1877 г

8540

86,9

18,89

8,17/8,29

«Саперб»

1873 г.

16.11.1875

15.11.1880

9710

101,28

18

7,44/8,08

 

«Бельайл»

1874 г.

12.02.1876 г.

19.07.1878 г.

4870

74,68

15,85

6,37/6,43

«Орион»

1874 г.

23.01.1879 г

13.07.1882 г.

 

Таблица 2. Ходовые данные, вооружение, экипаж

Название

Мощность машин, л.с.,

Скорость хода, узлов

Дальность плавания, мил (в скобках – на скорости, узлов)

Вооружение

Экипаж, чел

«Беллерофон»

6520

14,14

1500(3)

10-9’’, 5-7’’, 4-20 фунтовые*

650

«Геркулес»

6750

14,7

1600 (8)

8-10’’, 2-9’’, 4-7’’, 8-20 фунтовых

630

«Султан»

7720

14

 

8-10’’, 4-9’’, 7-20 фунтовых

633

«Александра»

8610

15,1

3800 (7,5)

2-11’’, 10-10’’, 6 – 20 фунтовых

674

«Темерер»

7520

14,65

Порядка 3000

4-11’’, 4-10’’, 6-20 фунтовых

580

«Саперб»

6580

13,2

 

16-10’’, 6-20 фунтовых

654

«Бельайл», «Орион»

3200

12,2

1000

4-12’’, 2-20 фунтовки, 2 торпедных аппарата – 14’’

249

* 20 фунтовые пушки – это нарезные казнозарядные орудия производства Армстронга калибром 87,6 мм. Играли роль вспомогательной артиллерии. Предназначались для салютов, а также для обстрела малых судов, незащищенных целей на побережье и т.п.

 

Таблица 3. Бронирование

Название

Броневой пояс, дюймы

Каземат, дюймы

Броневая палуба, дюймы

Рубка, дюймы

В центре

В оконечностях

Борта

Траверзы

«Беллерофон»

6

5

6

5

1’’  поверх пояса, ½’’ поверх каземата

6-8

«Геркулес»

9

6-8

9

6

 

 

«Султан»

9

6-8

9 (8 у верхней батареи)

6 – носовой, 5 – кормовой (4,5 – у верхней батареи)

 

 

«Александра»

12

10-6

12 (8 у верхней батареи)

8 (8 у верхней батареи)

 

 

«Темерер»

11

9-5,5

8 (барбеты – 10 и 8)

5-8

1-1,5

 

«Саперб»

12

6-10

12

10

1,5

8

 

© Copyright 2009 Творческое сообщество!
www.webmoney.ru